|
Элементы в Алхимии Огонь. Воздух. Вода. Земля. Наряду с тремя алхимическими принципами (началами) "Серой", "Меркурием" и "Солью", алхимики признают четыре элемента: "Землю", "Воду", "Воздух" и "Огонь"; эти слова имеют совершенно иное значение, чем обыкновенно. В теории Алхимии четыре элемента, как и три начала, представляют не стихии, а состояния материи, качества или свойства. "Вода" есть синоним жидкости, "Земля" - это твёрдое состояние, "воздух" - состояние газообразное. "Огонь" - состояние газа, наиболее тонкое, как бы расширенное теплотой. Четыре элемента, следовательно представляют состояния, под которыми представляется вся материя. Таким образом, на основании сказанного, логически - элементы составляют всю вселенную. Для алхимика всякая жидкость есть "Вода", всё твёрдое "Земля", всякий газ - "Воздух". Вот почему в древних трактатах по физике говорится, что обыкновенная вода, при кипячении, превращается в воздух. Это не значит, что вода превращается в смесь, составляющую атмосферу; но что вода, сначала жидкость, изменяется на воздушный флюид, или в газ, как это стали говорить позднее. Элементы означали не только физическое состояние, но растяжимостью, распространением представляли качества материи. "Всё, что обладало качеством теплоты, называлось в древности "Огнём"; что было сухо и твёрдо - "Землёй"; сырое и жидкое - "Водой"; холодное и воздушное - "Воздухом" ("Epitre d'Alexandre"). В виду того, что вода превращается в пар, подобно всем жидкостям, когда их кипятят, а с другой стороны, твёрдые тела большей частью горючи - герметические философы уменьшили число элементов до двух видимых - "Земли" и "Воды", заключающих в себе элементы невидимые - "Огонь" и "Воздух". "Земля" содержит "Огонь", а "Вода" - "Воздух", в невидимом состоянии. Если повлияет какая-нибудь внешняя причина, "Огонь" и "Воздух" проявятся. Сближая это положение с теорией Артефия, "Земля" будет соответствовать "Сере", "Вода" - "Меркурию" и т.д. В сущности четыре элемента с "Серой" и "Меркурием" представляют почти те же видоизменения первичной материи, назначенной представить остаток тел. Только "Сера" и "Меркурий", обладая металлическими качествами, применяются к металлам и минералам, между тем как четыре элемента прилагаются к растительному и животному царствам. Когда алхимик работает над обработкой дерева и получает в результате эссенцию или масло, и субстанцию воспламеняющуюся, он говорит, что дерево состоит из "Земли", "Воды" и "Огня". Позднее к четырём элементам прибавили пятый - "Квинтэссенцию". Можно назвать твёрдые части - "Землёй", жидкие - "Водой", самые разреженные - "Воздухом", природный жар - "Огнём", а качества сокровенные называются небесными и астральными свойствами, или "Квинтэссенцией". (D'Espagnet "Enchiridion physicae restitutae"). Эта квинтэссенция соответствует "Соли". Отсюда видно, насколько теории алхимиков были стройны. Суфлёр терялся в этой путанице: три принципа (начала), четыре элемента, всемирная материя; а философ легко согласовывал эти кажущиеся несоответствия. Зная это, будут ясны слова монаха Гелиаса: "Четырьмя элементами было сотворено всё, что находится в этом мире, всемогуществом Бога" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Эти теории существовали с начала существования Алхимии. Греческий алхимик Синезий, в своём комментарии на сочинение Демокрита, нам указывает на то, что в алхимической операции не создают ничего нового, а изменяют лишь форму материи. Греческий анонимный писатель, о котором мы упоминали, принадлежит к этой же эпохе. Что же касается четырёх элементов, они были известны гораздо ранее. Зосима даёт из совокупности название "Тетрасомата", т.е. четыре тела Вот таблица резюмирующая алхимическую теорию.
|
ЛОЖНАЯ ТЕОРИЯ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ
Древние философы, в том числе Аристотель, допускали противоречие и противоположность между элементами, но следует помнить, что элементы всегда действуют согласно при зарождении индивидов.
Всякое сколько-нибудь ясно видящее око должно, напротив, заметить некую любовь, симпатию, служащую для сохранения Универсума, являющуюся как бы кубом Природы, самой крепкой связью для объединения элементов, высших вещей с низшими. Сама эта любовь является, так сказать, тем, что следовало бы именовать Природой, министром Создателя, использующим стихии для выполнения Его воли соответственно указанным им законам. Всё в мире совершается мирно и согласно, а значит, не может быть следствием ненависти и противоречия. Природа не была бы так похожа на саму себя при сотворении индивидов одного вида, если бы всё в ней не совершалось в согласии. Тогда бы из разнородного семени отцов, пребывающих в вечной вражде, выходили бы только чудища без конца бьющиеся друг с другом. Разве могли бы движимые ненавистью и противоборством животные размножать свой вид? Будем же судить и о других действиях Природы исходя из этого: законы её просты и однообразны.
Философия должна, следовательно, перестать приписывать мнимым противоречиям между элементами изменение, порчу, пассивность, распад смешаных. Противоречия эти заключаются в недостатках и слабостях, свойственных первоначальной материи, ибо в Хаосе холодное одолевает тепло, влага сухость. Всё в нём было холодным и влажным, а именно эти качества подходят материнской материи. Горячее и сухое - мужские и определённые качества - пришли к ней от света, и от него же она получила форму. Поэтому землю только после схода вод назвали засушливой и сухой.
Мы постоянно видим, как форму всему дают горячее и сухое. Горшечнику ни за что не удастся слепить сосуд, если сухость не придаёт земле определённую степень связности и крепости. Если земля слишком увлажнена, слишком мягка, то это - грязь, ил без какой либо определённой формы.
Таким был Хаос, пока жар и свет не разредили его и не выпарили часть влаги. Части его сблизились, суспезь Хаоса стала землёй, и с такой консистенцией, которая способна служить материей для создания всех смешаных в Природе.
Горячее и сухое являются, следовательно, лишь второстепенными качествами Первоматерии, и она получила их только, когда приобрела свою форму*. Поэтому в книге Бытия не говорится, что Бог нашёл Хаос очень хорошим, как это говорится о свете и о других вещах. Бездна обрела какую-то степень совершенства только, когда Бог начал творить.Её же уделом были смешение, бесформенность, непроницаемая плотность, холод, неудобоваримая влажность, бессилие - качества, указывающие на немощное, больное, склонное к разложению тело. Он сохранил нечто от этой первородной и первоначальной вещи и инфицировал этим все вышедшие из него тела, которые должны были быть помещены в нижнюю область. Вот почему все смешаные пребывают там в преходящем состоянии с точки зрения их индивидуальной и особой формы.
Сколь бы противоположными ни казались свет и мрак, но с тех пор, как они способствовали, первый в качестве действующей, а второй в качестве пассивной силы, сотворению Универсума, в этом их совместном действии они заключили меж собой почти нерушимый мир, перешедший в гомогенную семью стихий. Отсюда последовало мирное зачатие всех индивидов, Природа любит сочетание и делает всё в пропорции, по весу и мере, а не в противоречии.
Каждому элементу свойственно одно из качеств, о которых мы говорим: горячее, сухое, холодное и влажное, по сути, четыре колеса, используемые Природой для производства медленного, постепенного и кругового движения, которое она вносит в создание всех своих творений (0015/0062).
* Бытие, 1.
|