ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Элементы в Алхимии

Огонь. Воздух. Вода. Земля.

 

Наряду с тремя алхимическими принципами (началами) "Серой", "Меркурием" и "Солью", алхимики признают четыре элемента: "Землю", "Воду", "Воздух" и "Огонь"; эти слова имеют совершенно иное значение, чем обыкновенно. В теории Алхимии четыре элемента, как и три начала, представляют не  стихии, а состояния материи, качества или свойства. "Вода" есть синоним жидкости, "Земля" - это твёрдое состояние, "воздух" - состояние газообразное. "Огонь" - состояние газа, наиболее тонкое, как бы расширенное теплотой. Четыре элемента, следовательно представляют состояния, под которыми представляется вся материя. Таким образом, на основании сказанного, логически - элементы составляют всю вселенную. Для алхимика всякая жидкость есть "Вода", всё твёрдое "Земля", всякий газ - "Воздух". Вот почему в древних трактатах по физике говорится, что обыкновенная вода, при кипячении, превращается в воздух. Это не значит, что вода превращается в смесь, составляющую атмосферу; но что вода, сначала жидкость, изменяется на воздушный флюид, или в газ, как это стали говорить позднее.

Элементы означали не только физическое состояние, но растяжимостью, распространением представляли качества материи.

"Всё, что обладало качеством теплоты, называлось в древности "Огнём"; что было сухо и твёрдо - "Землёй"; сырое и жидкое - "Водой"; холодное и воздушное - "Воздухом" ("Epitre d'Alexandre").

В виду того, что вода превращается в пар, подобно всем жидкостям, когда их кипятят, а с другой стороны, твёрдые тела большей частью горючи - герметические философы уменьшили число элементов до двух видимых - "Земли" и "Воды", заключающих в себе элементы невидимые - "Огонь" и "Воздух". "Земля" содержит "Огонь", а "Вода" - "Воздух", в невидимом состоянии. Если повлияет какая-нибудь внешняя причина, "Огонь" и "Воздух" проявятся. Сближая это положение с теорией Артефия, "Земля" будет соответствовать "Сере", "Вода" - "Меркурию" и т.д.

В сущности четыре элемента с "Серой" и "Меркурием" представляют почти те же видоизменения первичной материи, назначенной представить остаток тел. Только "Сера" и "Меркурий", обладая металлическими качествами, применяются к металлам и минералам, между тем как четыре элемента прилагаются к растительному и животному царствам. Когда алхимик работает над обработкой дерева и получает в результате эссенцию или масло, и субстанцию воспламеняющуюся, он говорит, что дерево состоит из "Земли", "Воды" и "Огня".

Позднее к четырём элементам прибавили пятый - "Квинтэссенцию". Можно назвать твёрдые части - "Землёй", жидкие - "Водой", самые разреженные - "Воздухом", природный жар - "Огнём", а качества сокровенные называются небесными и астральными свойствами, или "Квинтэссенцией". (D'Espagnet "Enchiridion physicae restitutae"). Эта квинтэссенция соответствует "Соли".

Отсюда видно, насколько теории алхимиков были стройны. Суфлёр терялся в этой путанице: три принципа (начала), четыре элемента, всемирная материя; а философ легко согласовывал эти кажущиеся несоответствия. Зная это, будут ясны слова монаха Гелиаса:

"Четырьмя элементами было сотворено всё, что находится в этом мире, всемогуществом Бога"  (Гелиас "Зеркало Алхимии").

Эти теории существовали с начала существования Алхимии. Греческий алхимик Синезий, в своём комментарии на сочинение Демокрита, нам указывает на то, что в алхимической операции не создают ничего нового, а изменяют лишь форму материи. Греческий анонимный писатель, о котором мы упоминали, принадлежит к этой же эпохе. Что же касается четырёх элементов, они были известны гораздо ранее. Зосима даёт из совокупности название "Тетрасомата", т.е. четыре тела Вот таблица резюмирующая алхимическую теорию.

ЛОЖНАЯ ТЕОРИЯ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Древние философы, в том числе Аристотель, допускали противоречие и противоположность между элементами, но следует помнить, что элементы всегда действуют согласно при зарождении индивидов.

Всякое сколько-нибудь ясно видящее око должно, напротив, заметить некую любовь, симпатию, служащую для сохранения Универсума, являющуюся как бы кубом Природы, самой крепкой связью для объединения элементов, высших вещей с низшими. Сама эта любовь является, так сказать, тем, что следовало бы именовать Природой, министром Создателя, использующим стихии для выполнения Его воли соответственно указанным им законам. Всё в мире совершается мирно и согласно, а значит, не может быть следствием ненависти и противоречия. Природа не была бы так похожа на саму себя при сотворении индивидов одного вида, если бы всё в ней не совершалось в согласии. Тогда бы из разнородного семени отцов, пребывающих в вечной вражде, выходили бы только чудища без конца бьющиеся друг с другом. Разве могли бы движимые ненавистью и противоборством животные размножать свой вид? Будем же судить и о других действиях Природы исходя из этого: законы её просты и однообразны.

Философия должна, следовательно, перестать приписывать мнимым противоречиям между элементами изменение, порчу, пассивность, распад смешаных. Противоречия эти заключаются в недостатках и слабостях, свойственных первоначальной материи, ибо в Хаосе холодное одолевает тепло, влага сухость. Всё в нём было холодным и влажным, а именно эти качества подходят материнской материи. Горячее и сухое - мужские и определённые качества - пришли к ней от света, и от него же она получила форму. Поэтому землю только после схода вод назвали засушливой и сухой.

Мы постоянно видим, как форму всему дают горячее и сухое. Горшечнику ни за что не удастся слепить сосуд, если сухость не придаёт земле определённую степень связности и крепости. Если земля слишком увлажнена, слишком мягка, то это - грязь, ил без какой либо определённой формы.

Таким был Хаос, пока жар и свет не разредили его и не выпарили часть влаги. Части его сблизились, суспезь Хаоса стала землёй, и с такой консистенцией, которая способна служить материей для создания всех смешаных в Природе.

Горячее и сухое являются, следовательно, лишь второстепенными качествами Первоматерии, и она получила их только, когда приобрела свою форму*. Поэтому в книге Бытия не говорится, что Бог нашёл Хаос очень хорошим, как это говорится о свете и о других вещах. Бездна обрела какую-то степень совершенства только, когда Бог начал творить.Её же уделом были смешение, бесформенность, непроницаемая плотность, холод, неудобоваримая влажность, бессилие - качества, указывающие на немощное, больное, склонное к разложению тело. Он сохранил нечто от этой первородной и первоначальной вещи и инфицировал этим все вышедшие из него тела, которые должны были быть помещены в нижнюю область. Вот почему все смешаные пребывают там в преходящем состоянии с точки зрения их индивидуальной и особой формы.

Сколь  бы противоположными ни казались свет и мрак, но с тех пор, как они способствовали, первый в качестве действующей, а второй в качестве пассивной силы, сотворению Универсума, в этом их совместном действии они заключили меж собой почти нерушимый мир, перешедший в гомогенную семью стихий. Отсюда последовало мирное зачатие всех индивидов, Природа любит сочетание и делает всё в пропорции, по весу и мере, а не в противоречии.

Каждому элементу свойственно одно из качеств, о которых мы говорим: горячее, сухое, холодное и влажное, по сути, четыре колеса, используемые Природой для производства медленного, постепенного и кругового движения, которое она вносит в создание всех своих творений (0015/0062).

  

* Бытие, 1.

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz