ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

 Иоанн Исаак Голланд"Собрание разных достоверных химических книг, а именно: Иоанна Исаака Голланда Рука философов, О Сатурне, О растениях, Минералах, Кабала, и о Камне Философическом, с приобщением небольшого сочинения от неизвестного автора о заблуждениях алхимистов, с вырезанными на меди фигурами".Санкт-Петербург,Императорская Академия Наук, 1787.
Гравюра к странице 51 "Философское яйцо".
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Философское яйцо в Алхимии

Философское яйцо

 Уже готовой материи камня  надо было медленной варкой придать способность превращать металлы. Для этого её заключали в маленькую шарообразную колбу с длинным горлом, названную Философским яйцом; затем помещали её в чашу, наполненную золой и песком, и подогревали, соображаясь с некоторыми правилами, в горне или атаноре.

Алхимики обыкновенно довольно охотно распространяются об этих частях Делания. Философское яйцо изготовлялось из довольно толстого стекла, иногда из обожжённой глины или из металла - меди или железа. "Сосуд искусства есть яйцо философов, сделанное из самого чистого стекла, имеющий шейку умеренной длины. Надо, чтобы верхняя часть шейки могла быть герметически запечатана, и чтобы материя, которую туда помещают, наполняла бы только четвёртую часть" (Гугинус из Бармы "Царство Сатурна"). Роджер Бэкон употреблял безразлично сосуд стеклянный или глиняный. "Сосуд должен быть круглый, с узким горлом. Он может быть сделан из стекла или такой же твёрдой, как стекло, глины; отверстие его закрывают герметической крышкой и заливают смолой" (Роджер Бэкон "Зеркало Алхимии"). Филалет в особенности настаивает на свойстве и закупорке. "Имей сосуд стеклянный, овальный и достаточно великий для того, чтобы содержать унцию дистиллированной воды". Его надо плотно запечатать, иначе вся твоя работа пропадёт" (Филалет "Открытый вход в тайные палаты Царя").

Этот сосуд называли яйцом, сначала по причине его формы, затем потому, что из него, как из яйца, после высиживания в атаноре, должен был выйти Философский Камень. "Дитя, увенчанное добродетелью и царским пурпуром",как говорили алхимики. Почти в том же смысле Роиаль даёт этимологию этого слова: "Яйцо имеет всё необходимое для рождения цыплёнка; туда нельзя ничего прибавлять и ничего нельзя отнять, точно также надо заключить в наше яйцо всё, что необходимо для рождения Камня" (Рульяк "Кратко о Великом Делании") (0002/0072).

Яйцо, наполненное и закупоренное, ставили в чашу, содержащую золу или тонкий мелкий песок. Гелиас в своём "Зеркале Алхимии" рекомендует ставить яйцо в купель, содержащую в себе золу, собранную в кучу таким образом, чтобы только две верхние части шара выходили наружу.

Некоторые философы, вместо песочной ванны, употребляли ванну из грязи, которую они называли сырым огнём.

Чаша яйца ставилась в специальный горн, называвшийся "атанором" (0002/0076).

Об атаноре см. раздел "Атанор" этого сайта.

 

Печать Гермеса

Из текстов, упомянутых выше, видно, что философы сильно настаивали на полной закупорке Философского яйца; одни, как например Роджер Бэкон, употребляли крышку, которую прикрепляли смолой, но большая часть философов прибегала к Печати Гермеса. "Нить Ариадны" - анонимный трактат, даёт нам весьма интересные подробности об этой операции. Он предлагает три способа герметической закупорки шара:

1) накаливали горло его на сильном огне и отрезали ножницами, при чём края спаивались, так же, как отрезают резиновую трубку;

2) размягчали горло таким же способом, затем сжимали горло по-немногу стягивая над пламенем его конец так, чтобы на нём образовался шарик;

3) согревали отверстие шара и закупоривали его стеклянной пробкой, а затем заливали жидким стеклом. Некоторые алхимики предпочитали простой стеклянный шар, составленный из двух реторт, причём горло одного должно было входить в горло другого. "Есть два сосуда одинаковой формы, величины и вместимости, у которых нос одного входит в пузо другого, для того, чтобы действием жара то, чтонаходится в одной части, поднималось в голову сосуда, и затем, действием холода, опускалось бы в пузо" (Раймунд Луллий "Пояснение к завещанию"). Также: "Одни пользуются сосудами стеклянными, овальными или круглыми. Другие предпочитают форму горшка. Они берут сосуд, короткое горло которого приходит в пузо другого сосуда, который служит крышкой, и их замазывают" (Либавиус "О Философском Камне").

Их запечатывали или крепкой замазкой, или размягчали первого шара на горле второго. Эта форма представляла следующие преимущества: испарения сгущались легче от соприкосновения с холодными стенками верхнего шара, причём, при расширении, аппарат менее рискует лопнуть (0002/0073).

 Иоанн Исаак Голланд"Собрание разных достоверных химических книг, а именно: Иоанна Исаака Голланда Рука философов, О Сатурне, О растениях, Минералах, Кабала, и о Камне Философическом, с приобщением небольшого сочинения от неизвестного автора о заблуждениях алхимистов, с вырезанными на меди фигурами".Санкт-Петербург,Императорская Академия Наук, 1787.
Гравюра к странице 52 "Царь в котле".
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz