ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

МАГАЗИН АЛХИМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДРАКОНЫ И ЗМЕИ В АЛХИМИИ  
     Драконы в Алхимии имеют одинаковое значение со змеями. Крылатые змеи или драконы, которые мы находим в книгах Авраама Еврея и Никола Фламеля, символизируют "Меркурий", летучее, женское начало, а бескрылые змеи и драконы символизируют «Серу»,  мужское устойчивое начало.
     Тайна жизни изображена кругом, составленным из двух змей, одной крылатой, а другой без крыльев, что изображает две природы тел — устойчивую и летучую, соединенные вместе (Lebreton «Clefs de la philosophie spagyrique» (Лебретон «Ключи спагирической философии»). Два дракона, или две змеи, то соединены, как в кадуцее Меркурия, то разделены.
     Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых:
     «Находящееся внизу без крыльев представляет устойчивое, или мужское, тогда как вверху — летучее, или женское, чёрное и темное, которое возьмет верх в продолжение нескольких месяцев. Первое называется «Серой», или холодом и сухостью, а второе «Меркурием», или сыростью и теплотой. Это солнце и луна, извлечённые из меркуриального и серного источника» (Никола Фламель).
  
 Авраам Елеазар "Древнее Химическое Делание"
Гравюра № 1.
 
     Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы:
     «Золотое руно сторожит дракон о трех головах; одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов» (D'Espagnet. «Arcanes de la philosophie d'Hermes») (Д'Эспанье «Арканы герметической философии») (0002/0053).
     В картинах, которые Никола Фламель велел вылепить на кладбище Невинных младенцев, растворение представлено драконом, пожирающим человека, прижатого им к земле (0002/0068).
     Три змеи в чаше обозначают три тела, составляющие материю камня, помещённую в философское яйцо, — символ, обыкновенно сопровождающий химический гермафродитизм. Фламель говорит нам, почему алхимики изображали «Серу» и «Меркурий» драконами:
     «Причина, что я тебе нарисовал эти две спермы под формой драконов, та, что их зловоние так же велико, как и зловоние драконов».
     В сочинении Авраама Еврея находится изображение змея, пригвожденного к кресту; алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым (0002/0053).
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:
СИМВОЛЫ ЦВЕТОВ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ
 
     Символы цветов многочисленны, и весьма важно их знать. Они относятся только к трём или четырём главным цветам.
     Их часто представляют четырьмя птицами: вороном - изображающим чёрный цвет, лебедем - белый цвет, павлином - цвет ириса, и фениксом - красный цвет.
     Такое изображение они имеют в пантакле девятого ключа Василия Валентина.
     Иногда феникс замещается Царём, держащим скипетр, как в пятой главе немецкого перевода сочинения "Crede mihi" Нортона. Цвета символизировались четырьмя временами года: весной, летом, осенью и зимой (см. восьмой ключ Василия Валентина), а равно и металлами, при чём Сатурн или свинец соответствовал чёрному, серебро или Луна - белому, медь - красному, Марс или железо - ирису. Теобальд Гоглянд в своём трактате "Des difficultes de  l'Alchimie" говорит об аллегориях философов, что в начале варения, когда Камень чёрен и почти сырой, его называют свинцом, когда же потеряв черноту, он начинает белеть, его называют оловом, а затем - золотом, когда он принимает красный цвет.
     Кроме того, цвета символизировались плодами. В следующем месте дело идёт о промежуточных цветах, между белым и красным, и о самом красном цвете:
     ..."Затем, установив третью степень огня, ты увидишь возрастание всевозможных прекрасных плодов, каковы: айва, лимоны и апельсины, которые вскоре превратились в красные яблоки" ("Cassette du petit paysan").
     Бернард Тревизанский аллегорически говорит о цветах: "Об этом сказано, что вещь, хозяин которой красен и имеет белые ноги и чёрные глаза, есть магистериум" ("Потерянное слово"). И в другом месте: "Вообразите, я у него спросил, какого цвета был Король? И он мне ответил, что он был одет в сукно золотистого цвета первого тона и плащ чёрного бархата, поверх белоснежной рубашки, под которой он имел красное, как кровь тело" (Бернард Тревизанский "Книга естественной философии металлов").
     Наконец, цвета уподоблялись четырём элементам: "Во время Делания появляются четыре цвета. Чёрный цвет, как уголь; белый как цветок лилии; жёлтый, как ноги птицы, называемой копчиком; красный, как рубин. Они называют чернотой - воздух, безизной - землю, желтизной воду и краснотой - огонь" (Давид Ланьо "Химическая гармония").
     Надо прибавить, что алхимики варьировали в применении названии элементов цветам: один называл чернотой воздух, а другой - землю. Следующая выдержка значительно отличается в этом отношении от предыдущего. "Во время периода первого влияния Камень чёрен, его называют Сатурном, землёй и именами всех чёрных вещей. Затем, когда он белеет, его именуют водой и названиями всего влажного, солёного, или "белой землей"".
     Когда он желтеет и выпаривается, то получает наименование воздуха, жёлтого масла и имена всех летучих вещей. Наконец, он краснеет, и его называют: небом, красной серой, золотом, карбункулом и именами всех красных драгоценных вещей, как минеральных, так животных и растительных ("Clangor buccinae").
     Герметические философы давали разные имена чёрному цвету. "Эта чернота - знак гниения; философы называют её западом, темнотой, затмением, головой ворона, смертью" ("Нить Ариадны").
 Ворон  (Corvus corax) и голова ворона в Алхимии символизируют чёрный цвет, который принимает Первая Материя Камня в процессе Великого Делания, когда её нагревают.
 
     Но его главный символ был ворон. "Знайте также, что ворон, летающий без крыльев в ночной черноте и солнечный свет, есть глава или начало искусства" (Гермес "Семь глав"). Его также называли головой ворона. "Указание на это плодородие даст тот алеф или тёмное начало, которое древние называли головой ворона" (Гугинус из Бармы "Царство Сатурна").  По словам Рульяка ("Abrege du Grand-Oeuvre"), чёрный цвет символизировали вороном потому, говорит он, что воронята родятся белыми, и их родители бросают их до тех пор, пока у них не родятся чёрные перья. Точно так же, алхимик должен покинуть Делание, если чернота не появится. Это признак, что Великое Делание не удалось, и что его начать надо снова.
     Думали, что мухи родятся из гниющей грязи, и Ван Гельмонт уверял, что видел, как из старого сгнившего белья родились мыши. Эта теория применялась к трём царствам природы; начало Великого Делания должно, следовательно, быть порчей, гниением, после чего оживлённая материя совершенствуется до красного цвета. Кроме того, гниение есть символ смерти, из которой проявится жизнь. Смерть - это ночь, чёрный цвет; жизнь есть свет, белый цвет. Вот почему алхимики называли чёрный цвет гниением.
     "Таким образом, первому процессу Делания дали название гниения, ибо в это время наш Камень черен" (Роджер Бэкон "Зеркало Алхимии") (0002/0098).
       Подробнее о цветах Великого Делания читайте в разделе сайта "Цвета в Алхимии".
СИМВОЛ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ
  
     Символ Философского Камня или оконченного Великого Делания, это - треугольник, обращённый вершиною вниз, с крестом, находящимся над его основанием. Он изображён в 12-м ключе Таро (0002/0100).
 
"Повешенный"
    
       Двенадцатая нумерованная карта главной колоды Таро изображает молодого человека, подвешенного за ногу к перекладине, которая держится на двух брёвнах, с каждого из которых обрублено по шесть веток. Правая нога его согнута в колене и закинута за левую, что образует крест, а руки положены таким образом, чтобы образовать треугольник, указывающий вниз*. Эта фигура образует перевёрнутый знак Серы и, согласно Леви, означает завершение Великого Делания (magnum opus).
      В некоторых колодах человек показан держащим в каждой руке по мешку, из которых падают монеты. Согласно распространённой интерпретации, на этой карте изображён Иуда Искариот с деньгами, полученными за предательство.
     Следы двенадцати ветвей означают двенадцать знаков Зодиака, разделённых на две группы - положительную и отрицательную. Тем самым картина обозначает временную победу полярности над духовным принципом равновесия. Таким образом, чтобы достичь высот философии, человек должен полностью изменить свой образ жизни. При этом он теряет чувство личного обладания, потому, что он отказывается от правления золота в пользу золотого правила.
 

     *Во многих современных колодах Таро руки и ноги повешенного изображены неправильно.

Алхимические символы и знаки

 

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

  

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука", вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили  для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д'Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d'Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

 

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

 

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны,  в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

 

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

 

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

 

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

 

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

 

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который  не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

 

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

 

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

 

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

 

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D'Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает  металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

 

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это — краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

  

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

 

  

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это — Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое — все» (см. Berthelot «Origines de l'Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») — мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

  

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

 

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу — крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень — материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Artis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophorum» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» — красная, а «Меркурий» — белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d'Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» — из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen'a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» — Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев — часть устойчивая, Орел — часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» — летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный — это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» — сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d'Alchimie») (Калид  «Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

 

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» — треугольником вершиной книзу; «Огонь» — треугольником вершиной кверху; «Земля» — треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» — кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» — саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» — горой, львом — царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Musaeum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея — жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

 

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

 

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта «Золото»). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил

ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
 
А
Аполлон (Гелиос)
Apollo (Helios)
Артемида (Диана)
Artemis (Diana)
Афина Паллада (Минерва)
Athene Pallas (Minerva)
 
Г
Гермес (Меркурий)
Hermes (Mercurius)
Д
Ж
З
Зевс (Юпитер)
Zeus (Iupiter)
И
К
Кронос (Сатурн)
Kronos (Saturnus)
М
О
П
Т
У
СИМВОЛЫ ГОТОВОЙ МАТЕРИИ
 ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ
 
       Готовую Материю Философского Камня изображали жидкостью, заключеннойв сосуд, или Алхимическим Гермафродитом, т.к. она даёт прирост всем вещам, смешиваясь, безразлично, со всеми ими, потому, что содержит семена всех эфиров (Венцеслас Лавиниус "Трактат о земном небе"). Гермафродит изображён одним телом с двумя головами. Он называется ребис и символизирует "Серу" и "Меркурия" приготовленных для Великого Делания. Англичанин Ричард говорит:
       "Первая материя нашего Камня называется "Ребис", т.е. вещь, получившая от Природы двойное тайное свойство, которое даёт ей имя гермафродита" ("Герметический триумф") (0002/0068).
  
СИМВОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЯЙЦА
 
     Алхимики давали различные названия Философскому Яйцу. По словам Фламеля, они его называли: сфера, земной лев, темница, гроб; перегонным кубом оно было названо по причине его формы; выражение "дом цыплёнка" есть только перифраза; брачная комната, тюрьма, гроб суть образы весьма понятные, если вспомнить, что "Сера" и "Меркурий", Материя Камня, были названы красным мужчиной и белой женщиной; яйцо было тюрьмой потому, что раз философские супруги (царь и царица, красный мужчина и белая женщина) туда входили, они там содержались до конца Делания. Гробом - потому, что супруги там умирали, после своего соединения; а после их смерти рождался их сын (Философский Камень), ибо каждое рождение происходит от гниения: смерть рождает жизнь, согласно теории бывшей в почёте в средние века. Символ гроба довольно часто употреблялся философами для обозначения философского яйца: "Блюди, чтобы союз мужа и жены случился только после того, как они снимут свои одежды и украшения, как с лица, так и со всего остального тела, чтобы войти в гроб такими же чистыми, какими они пришли в мир" (Василий Валентин "Двенадцать ключей мудрости"). Под формой гроба он символизирован на рисунке Розеза в "Artis auriferae quam chemiam vocant". В сочинении "Viatorium spagyricum" яйцо с материей представлено стеклянным гробом, в котором покоятся король и королева:
 
Рисунок из сочинения "Viatorium spagyricum", где Царь и Царица, "Сера" и "Меркурий", заключены в философском гробу. Скелет указывает на момент операции, называемой умерщвлением, а хромой или Вулкан, символ огня, означает, что должно нагревать философское яйцо. 
     Яйцо названо брачной комнатой, брачным ложем, потому, что в нём совершается союз "Серы" и "Меркурия", союза Царя и Царицы. в "Зелёном сне" говорится об одном запертом зелёном доме; туда вводят супругов и запирают дверь тем же материалом, из которого построен дом.
     Яйцо было ещё названо маткой, по аналогии, т.к. "матка женщины, после зачатия, остаётся закрытой, даже для доступа воздуха. Точно также и камень должен оставаться постоянно закрытым в своём сосуде" (Бернард Тревизан "Потерянное слово"), а также и потому, что в него заключают семена металлов "Серы" и "Меркурия", из которых должен родиться Камень Философов.
     Наконец, яйцо было названо чревом матери, ступкой, ситом. Ситом - потому, что пар, сгущаясь, падает капля по капле, как жидкость, проходящая через сито (0002/0076).
СИМВОЛЫ АТАНОРА (ГОРНА) - АЛХИМИЧЕСКОЙ ПЕЧИ
     Символ горна есть дуб, пустой в середине; его находят таким образом изображённым в фигурах Авраама Еврея.
     Собранию горна, чаши и Философского яйца давали название тройного сосуда:
     "Этот сосуд из глины называется философским тройным сосудом, ибо в его середине есть чаша, полная тёплой золы, в которую положено Философское яйцо" (Книга Никола Фламеля) (0002/0077).
СИМВОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО (ТАЙНОГО) ОГНЯ
 
     Символы Философского (тайного) огня: ножницы, шпага, меч, коса, молоток, одним словом все инструменты, могущие произвести рану. "Вскрой-же ему внутренности стальным клинком", говорит "Texte d'Alchymie", говоря  о минерале, из которого добывается купоросное масло. В рисунках Авраама Еврея, Сатурн, вооружённый косой, указывает, что надо очищать серебро свинцом, с помощью согревания На картинке Василия Валентина мы видим всадника, сражающегося шпагой с двумя львами - самцом и самкой; это означает, что посредством огня надо сделать летучее устойчивым. Наконец, мы опять находим шпагу, как символ огня в барельефах Никола Фламеля на кладбище Невинных младенцев в Париже (0002/0081).
СИМВОЛЫ ГЛАВНЫХ ПРОЦЕССОВ
 
     "Соединение" - первый процесс Великого Делания, был символизирован браком Царя и Царицы, "Серы" и "Меркурия". Пантакль шестого ключа Василия Валентина изображает Царя, дающего обручальное кольцо Царице, в то время как епископ их благословляет, символизируя союз. Не надо забывать, что союз этот был назван также и Философским браком. В фигурах, сопровождающих "Grand Rosaire", напечатанный в "Artis Auruferae", союз этот изображён грубее - чувственным союзом Короля и Королевы.
     "Гниение" символизировалось обыкновенно всем, что могло напомнить идею смерти или черноты, трупа, скелета, ворона и т.д. Таким образом, в "Viatorium Spagyricum", гниение символизировано скелетом, стоящим в чёрном шаре и держащим в правой руке ворона. Пантакль четвёртого ключа Василия Валентина имеет тот же смысл: он изображает скелет, стоящий на катафалке.
     "Омовение" - процесс, который следует за "гниением", ассимилирован с воскресением, следующим за смертью, как белый цвет (символ жизни) следует в Делании за чёрным цветом (символом смерти). Восьмой пантакль Василия Валентина относится к этому процессу. Можно его комментировать таким образом, в его двойном смысле, мистическом и алхимическом. Всякая жизнь является через процесс порчи и гниения. Зерно, положенное в землю, там гниёт (по средневековой аллегории) и затем из него возрождается колос. Наше тело, опущенное в землю, в ней разрушается, но в день страшного суда оно воскреснет. Материя, положенная в яйцо, гниёт, затем возрождается, теряет свою черноту, белеет и воскресает. Два человека целят в мишень; один достигает цели, - он уяснил себе смысл символов; другой её никогда не достигнет; это сумасшедший и мудрец Таро. Омовение называлось также "белением", потому, что тогда происходит в яйце внутренняя дистилляция, вследствие которой материя, омывается постоянной циркуляцией жидкости, белеет. Это изображено в "Viatorium Spagyricum". Скелеты выходят из гробов - они воскресают; масса птиц летает над нами; одни - поднимаясь, другие - опускаясь, что означает дистилляцию.
      Дистилляция иногда разделялась на два процесса:
     1)  выделение паров  или сублимация, символизированная птицей, поднимающейся с поднятой кверху головой;
     2) сгущение паров в жидкость; осаждение или опускание символизировалось птицей, которая опускается, с головой, опущенной книзу. В "Grand Rosaire", ребёнок, прыгающий кверху, выйдя из гроба, где заключён химический гермафродит, изображает сублимацию.
     "Фиксация" - конечный процесс Великого Делания, во время которого появляется красный цвет, представлен в "Viatorium Spagyricum" новорожденным ребёнком, а у Бархузена в "Liber singularis de Alchimia" - молодым Царём с короной на голове, заключённым в Философское яйцо. В фигурах Ламбспринка, - Отец, Сын и Дух, царствующие во славе, имеют то же самое значение (0002/0089-0092).
Василий Валентин "Двенадцать ключей мудрости"
Ключ первый.
 
     Рисунок, заимствованный из первого пантакля Василия Валентина в книге "Двенадцать ключей мудрости". На гравюре символически изображён процесс очищения Царя и Царицы Великого Делания, иначе говоря, Философского золота и Философского серебра. Золото-царь, очищается через сурьму-волка в горне (тигеле), а серебро-царица очищается свинцом-сатурном в купели-реторте. Сурьма символизирована волком, а свинец - Сатурном, вооружённым косой. Три цветка, которые держит королева, означают, что очищение должно быть повторено три раза (0001/0072), (0002/0064), (0012/0071).
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz