ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

       В Алхимии "Хвостом павлина" называется второй этап Великого Делания, когда чернота покрывается так называемыми "Цветами павлиньего хвоста" или всеми цветами радуги.
     «Некоторые говорят, что в ходе работы можно увидеть все цвета, какие только способен человек вообразить; однако это софизм Философов, ибо проявляются только четыре цвета. Можно лишь сказать, что эти четыре - источник остальных. Красный цвет означает кровь и огонь, лимонно-жёлтый - обычную желчь и воздух, белый флегму (мокроту) и воду, чёрный - чёрную желчь и землю. Четыре цвета - это четыре стихии».
Arnauld de Villeneuve
Rosaire
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Цвета в Алхимии

  

ЦВЕТА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Изменение цвета Материи в ходе операций Великого Делания Герметические Философы считают ключом герметического Искусства, конкретными указаниями на истинность и качество материи, а также на правильный режим огня. В течение процесса Великого Делания, Материя меняет несколько раз свой цвет. Считается, что цвет меняется трижды, но при переходе от одного цвета к другому появляются и другие цвета. Эти цвета в ходе работы появляются один за другим, в неизменном порядке и правильная последовательность цветов указывает, что Делание находится на верном пути. Первый основной цвет - чёрный, постепенно чернота уходит и сменяется белым цветом, затем появляется лимонный окрас, который Философы называют их Золотом. В конце концов Материя становится красной - для Философов это "Цветок их Золота", их "Царская корона".

Когда материя похожа на расплавленную чёрную смолу, Философы зовут её вещью "Чернее чёрной черни", "их Свинцом", "их Сатурном", "их Вороном" и т.д. Они говорят, что следует мечом, то есть с помощью огня, отсечь голову Ворону и делать это, пока он не побелеет. Разнообразие цветов приготовляемой Материи даёт возможность Философам называть её всеми именами, какие только есть у любых индивидуальных проявлений Естества. Её запах и свойства в свою очередь позволяют именовать её иначе, всё это мы найдём в Трудах Мастеров, никогда не называющих Материю её простым (вульгарным) именем, "по меньшей мере когда они конкретно на неё указывают" (Антуан-Жозеф Пернети "Мифо-герметический словарь").

Уже греческие алхимики упоминали о цветах Великого Делания. Они их насчитывали четыре и ассимилировали с четырьмя странами света: 1) Север - чернота, чёрный; 2) Запад - белизна, белый; 3) Юг - лиловатость, фиолетовый; 4) Восток - желтизна, красный (см. Berthelot "Origines de Alchimie").

Начиная с греков, все алхимики говорили о цветах, и в этом пункте они сходились во мнениях. Их кажущееся разногласие происходит от того, что некоторые считают важными и перечисляют цвета, о которых другие не упоминают. Но эти мелкие различия относятся только к цветам второстепенным.

В действительности можно разделить цвета Делания на два класса: 1) главные цвета, 2) второстепенные цвета.

  

ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА

Три главные цвета, о коих сообщают все алхимики, это: чёрный, белый и красный. Иногда к главным цветам причисляется жёлтый, или лимонный цвет.

Главные цвета следуют так: чёрный, белый, красный. Вот почему философы говорят: "Наш Камень имеет три цвета: он чёрен в начале, бел в середине и красен в конце" (Альберт Великий "Состав составов"). Также: "Этот дух, как Феникс возрождающийся из своего пепла, снова одевается в тело чёрное, белое, красное". (Precepte du pere Abraham a son fils). Некоторые философы причисляли к главным цветам - жёлтый или оранжевый, а иногда и цвета радуги, называемые ими "ирис" или "хвост павлина", так что число главных цветов доходило до четырёх. Но это число никогда не было увеличено; промежуточные цвета, между белым и красным, имели значение, однако алхимики мало говорят о тех цветах, которые предшествовали чёрному и переходу от чёрного к белому (0002/0093).

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ (МИМОЛЁТНЫЕ) ЦВЕТА

Цвета второстепенные и промежуточные, появляющиеся раньше чёрного цвета и служащие переходом от чёрного к белому цвету, и от белого к красному. Раньше чёрного появляется пёстрая смесь цветов: между чёрным и белым - серый (или царство Юпитера, следующий сразу за чёрным царством Сатурна), между белым и красным - зелёный (означающий оживление и рост Материи), голубой, цвета радуги или солнечного спектра, а затем - жёлтый, оранжевый и наконец красный.

 

ВЛИЯНИЕ ПЛАНЕТ НА ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА

Воздействие планет с точки зрения процессов производства, суть следующие:

1) влияние Меркурия, тотчас после разведения огня, в продолжении 20 дней характеризуется пёстрой окраской материи; на 30-ый день начинает преобладать зелёный цвет, и только на 40-ой - появляется настоящая чернота.

2) воздействие Сатурна обнаруживается чёрным цветом.

3) влияние Юпитера сказывается в окраске промежуточными цветами, между чёрным и белым.

4) воздействие Луны проявляется в белом цвете.

5) влияние Венеры производит зелёный цвет, затем голубой, синеватый и тёмно-красный.

6) воздействие Марса даёт окраску жёлто-оранжевую, цвета ириса и хвост павлина.

7) влияние Солнца производит красный цвет.

Подробнее об этом см. "Процессы производства".

Яснее выразиться нельзя, и читатель легко поймёт следующее место Хёффера, приведённое нами ранее:

"Выходит чёрный Сатурн, которого Юпитер, появляясь из своего жилища, отрешает от господства, о чём вздыхает Луна, то же делает и Венера, представляющая Олово. Более я ничего не прибавлю, как только то, что Марс, войдя в него, создаст убийственный железный век, после которого появится Солнце, когда оно возродится" (Le Grand Olympe, poeme philosophique) (0002/0095).

Об алхимических символах цветов читайте в разделе сайта "Символы".

       Некоторые философы причисляли к главным цветам Великого Делания, наряду с чёрным, белым и красным, жёлтый или лимонный цвет, который Философы называют их Золотом. Например, на гравюре № 3 из книги Соломона Трисмозина (Solomon Trismosin) "Сияние Солнца" ("Splendor Solis") мы видим четыре основных цвета нанесённые на доспехи рыцаря.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

  

Чёрный цвет

Первым появляется чёрный. Алхимики распространялись об этом цвете потому, что он указывает на то, что делание находится на правильном пути: "Материя, приведённая в движение соответствующим жаром, начинает делаться чёрной. Этот цвет является ключом и началом Делания. В нём заключаются все другие цвета: белый, жёлтый и красный" (Гугинус из Бармы "Царство Сатурна"). Если прежде чёрного появляется красный цвет, то значит, огонь был слишком силён и результат не будет достигнут. Надо начинать сначала. 

Чёрный цвет появляется около сорокового дня после того, как начали согревать Философское яйцо: "Грейте умеренно философский раствор в сосуде, запечатанном герметически, в течение 40 дней, до тех пор, пока на поверхности не образуется чёрная материя, которая есть "голова ворона" философов" (Alain de Lille "Dicta Alani de Lapide philosophico"). У некоторых авторов это порисходит, самое позднее, на второй день (0010/0127). 

Во время черноты, согласно Филалета и Фламеля, появляется сильный запах, который обнаруживается, если во-время этой части Делания сосуд лопнет.

Прежде изготовления, материя бывает весьма зловонна, но потом запах делается приятным, вследствии чего мудрец сказал: "Эта вода берёт запах у мёртвого и неподвижного тела" (Мориен "О трансмутации металлов"). Вода, о которой здесь говорится, есть жидкость, образующаяся от сгущения паров в Философском яйце. И действительно, во время чёрного цвета, отделяются пары жёлтые, красные и зелёные, которые наполняют яйцо. Этот газ, смешанный с парами воды, сгущается и снова падает на материю. Наконец, газ более не выделяется, появляется полная чернота, всё успокаивается. Чёрный цвет означает гниение (путрефакцию) и полный распад Материи.

Постепенно чернота уходит и сменяется серым цветом и, наконец появляется белый цвет (0002/0099), (0010/0127).

 

Белый цвет

Алхимики гораздо менее распространялись о белом цвете. Как мы знаем, после чёрного цвета, вскоре появляется серый цвет. "Цвет серый является после чёрного" ("Note manuscrite en marge de la Bibliotheque des philosophes chimiques"). Далее появляется белый.

"Признак совершенной белизны есть маленький очень тонкий кружок, появляющийся в верху сосуда в то время когда цвет материи переходит в оранжевый" ("L'Echelle des philosophes"). Затем, этот круг увеличивается и испускает белые лучи, тонкие как волосы (откуда иногда появляется название "волосяная белизна"); сходясь в центре, эти нити, размножаясь, окрашивают в конце концов всю массу в белый цвет.

Фламель говорит в своей книге, что белизна есть символ жизни, а чернота - смерти, и вследствие этого он представил в своих иероглифах, на кладбище Невинных младенцев, тело, дух и душу, или материю Камня, как мужчин и женщин, одетых в белое, или воскресающих из гробов, чтобы означить живительную белизну, являющуюся после смерти, черноты, гниения.

Философы дали много названий белизне. Что касается аллегорий и символов белизны, то Антуан-Жозеф Пернети их великолепно разрешает в своём "Мифо-герметическом словаре". "Философы говорят, что, когда появляется белизна на материи Великого Делания, значит жизнь победила смерть, что их "Царь" воскрес, что земля и вода сделались воздухом, что это - воздействие Луны, что их "дитя" родилось, что небо и земля бракосочетались, потому что белизна указывает на союз или брак устойчивости и летучести, женского и мужского".

Белый цвет означает отвердение (фиксацию) Материи на достатосно поздней, а красный - на конечной стадии.

 

Красный цвет

Что же касается красного цвета, то алхимики говорят о нём мало. Он означает счастливый конец Великого Делания. Материя высыхает совершенно и трансформируется в порошок яркого красного цвета. Нагревают сильнее, чем это делали до сих пор, разбивают яйцо и получают Философский Камень. "Когда камень, достигший красного цвета, начинает разрываться, или давать трещины и надуваться, его ставят пережигать на отражающую печь, где он окончательно затвердевает" (Арнольд де Вилланова "Новый свет"). Тирский или пурпурный цвет указывает на совершенство Философского Камня (0002/0100), (0010/0127).

 

Все эти цвета должны вновь появиться во время операции приумножения (мультипликации), но исчезать они будут тем позднее, чем будут проводиться операции по совершенствованию и приумножению количественных и качественных показателей Философского Камня (0010/0127).

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz