Иоганн Тритемий
(Иоанн Тритемий) (Иоанн Гейденберг) (Тритгейм) (Iohann Tritheim) (Joannes Trithemius Abbas Spanheimensis) (1462-1516)
Аббат, алхимик, теолог и астролог Иоганн Тритемий внёс особый вклад в развитие сакрального знания и науки. Он прославился как специалист во многих областях знаний, некоторые из них востребованы даже сегодня, в наш рациональный век. Родился он 1 февраля 1462 г. в городке Триттенгейм, недалеко от Трира. Именно по названию родного города он и вошёл в историю - настоящее его имя Иоанн Гейденберг. О детстве Тритемия известно немного, но имеющиеся сведения показывают, что он не был обычным ребёнком. Маленький Иоганн хотел учиться, его притягивал мир книг и знаний, но небогатые родители не могли себе позволить платить за обучение сына, который был нужен для помощи в хозяйстве. Поэтому читать он научился лишь в 15-летнем возрасте (в этом ему помог сосед). Именно тогда впервые начали проявляться способности Тритемия к науке - читать он научился за 7 дней, а в скором времени (1480 г.) поступил в знаменитый Гейдельбургский университет, где, очевидно, по причине бедности был освобождён от платы за обучение.
В университете Иоганн, помимо общего курса предметов, особое внимание уделял изучению древних языков, а также проявил интерес к "тайным наукам" - Алхимии, Астрологии, Магии чисел. Здесь же он подружился с Иоганном Дальбергом и Релофом Гюисманом и основал тайную организацию "Кельтское общество". Впоследствии Дальберг (в "Кельтском обществе" - Камерарий) стал крупным лингвистом, а Гюисман (Рудольф Агрикола) - основателем научного подхода в горной добыче и металлургии. В университете Тритемий впервые заинтересовался и каббалистикой.
В жизни каждого человека бывают моменты, внезапно меняющие привычное направление его деятельности, направляющие его по новому пути. Были такие моменты и в жизни Иоганна. В 1482 г. он возвращался из университета домой. Внезапно налетела снежная буря, и единственным местом, где можно было укрыться, оказалось бенедиктинское аббатство Шпонхайм (Шпонгейм). Проведя здесь несколько дней, он почувствовал желание остаться в этом спокойном уединенном месте, в котором была своя, пусть и небольшая библиотека, вероятно, хранившая многие интересные фолианты - ведь бенедиктинский орден является самым древним из католических орденов.
В день своего 20-летия Иоганн принял постриг и стал монахом, а уже через год, после смерти прежнего настоятеля, братия избрала его новым аббатом. В своей новой должности Тритемий особое внимание уделял развитию монастырской библиотеки. Вскоре слава о монастыре зазвучала по всей Европе, а к учёному аббату за советом приезжали не только знатоки различных наук, но также князья и даже сам император Максимилиан I.
Библиотеку он комплектовал исключительно из рукописных книг, детищ печатных станков он не признавал. Уже через несколько лет здесь были собраны редчайшие и бесценные работы по Алхимии, Астрологии, Каббалистике, Магии и другим эзотерическим наукам. Количество томов возросло с пятидесяти до более чем двух тысяч. В целом монастырь из заброшенного, бедного учреждения со слабой дисциплиной превратился в процветающий центр научной жизни.
Сам Тритемий не ограничивался лишь сбором литературы и руководством монастырской жизнью. Он постоянно продолжал свои научные изыскания, многие из которых вполне справедливо могли вызвать нарекания из-за своей загадочности, таинственности, а возможно и запретности. Именно здесь он приступил к написанию фундаментальной работы - "Стеганографии" ("Тайнопись") - которая ныне, увы, частично утеряна. В этой многотомной работе Тритемий пишет на самые разные темы - от вполне применимых в повседневной жизни вопросов тайнописи до оккультных практик.
Но спокойная жизнь в монастыре продолжалась недолго. С аббатом Иоганном произошел очередной, изменивший судьбу случай. Он написал письмо своему другу монаху Арнольду Бостию. Тот жил в Генте, но когда письмо пришло, уже умер. По этой причине письмо вскрыл настоятель монастыря, благодаря которому оно стало известно по всей Германии и Франции. В этом письме Тритемий рассказывал своему другу о "Стеганографии", сообщая, что может без помощи слов или знаков передавать сообщения на большие расстояния и что нашёл способ быстрого изучения чужих языков.
Следует отметить, что идею о способах тайнописания Тритемий нашёл в Каббале. В те годы изучение этой старинной иудейской философии стало модным и популярным среди христианских авторов. Тритемия в Каббалу посвятил один из учеников Мирандолы, ну а дружба Иоганна с Иоанном Рейхлином - главным популяризатором каббалистики в христианской Европе - поспособствовала ещё более глубокому и детальному его с нею знакомству.
Кроме того, он стремился найти Философский Камень и лекарство от всех болезней. При этом его изыскания считались в то время самыми передовыми и успешными. В результате пошли слухи о том, что аббат занимается колдовством и на горизонте замаячила угроза церковного трибунала. Монахи обители не поддержали своего настоятеля - возможно из страха оказаться соучастниками колдуна, возможно потому, что они рады были избавиться от строгого аббата, введшего в их жизнь строгую дисциплину.
В 1506 г. Иоганн был вынужден уйти со своего поста и оставить монастырь. Его книга была сожжена. Казалось всё кончено. Однако в такой сложной ситуации у Тритемия нашлись друзья и покровители, которые помогли ему не только избежать возможных суровых кар, но даже помогли восстановить высокое положение. В том же 1506 г. он принял предложение вюрцбургского епископа стать аббатом в местном монастыре Св. Иакова - этот пост он сохранял до самой смерти 13 декабря 1516 года.
Осознавая опасность продолжения оккультных изысканий, Тритемий несколько сменил сферу применения своих талантов и стал придворным летописцем императора Максимилиана I Габсбурга. В частности, он обозревал древнюю историю Германии, написал историю монастыря Гирсау и работы по истории франков. Однако и здесь не обошлось без скандала - свои исторические труды он зачастую основывал на вымышленных источниках, ссылаясь на несуществующие хроники несуществовавших монархов. Примечательно, что сам он от историков требовал, чтобы в своих работах они писали исключительно правду.
Помимо этого Тритемий зарекомендовал себя и как последовательный борец за чистоту христианских церковных идеалов (это качество он проявил ещё в Шпанхайме). Он считал, что высшим благочестием обладает духовенство, и особенно монашество. В то же время он обрушивался с критикой на аббатов и церковников, которые стремятся к роскоши и богатству, забывая об изначальной простоте и бедности. Сегодня может показаться странным, что один и тот же человек печётся о соблюдении первохристианских норм и одновременно занят поисками Философского Камня. Однако таким был Иоганн Тритемий. Несмотря на формальное прекращение эзотерических практик, Тритемий оставался крупнейшим специалистом в данной области и к его мнению неоднократно взывали, когда было необходимо авторитетное свидетельство. Так, например, он выступил с резким осуждением Доктора Фауста, объявив его "бродягой, пустословом и мошенником", которого "следовало бы высечь розгами, дабы впредь он не осмеливался публично учить нечестивым и враждебным святой церкви делам". Примечательно правда, что в обличительном письме аббат Иоганн возмущён не только антихристианскими высказываниями Фауста, но и его заявками на владение оккультными знаниями. Очевидно, здесь была задета профессиональная гордость аббата. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что им обоим - и Тритемию, и Доктору Фаусту - приписывают одно и то же событие: в присутствии императора Максимилиана и придворных он вызвал духов Гектора, Ахилла (героев Гомера) и ветхозаветного Давида. По слухам, Тритемий мог также вызывать изменения в сознании людей. Он якобы однажды повёл вместе с Агриппой магический эксперимент над одной из придворных дам, и та после этого смогла предсказать, кто умрёт из членов дома курфюрста.
Не менее жёстким было мнение аббата по поводу ведьм и разного рода тёмных ритуалов. По его словам, "ведьмы несут огромный вред. Невозможно описать страшные преступления, в которых повинны эти люди. Поэтому их нигде не должно терпеть, но необходимо повсеместно искоренять".
Жизнь этого монаха и учёного, несправедливо забытого и затемнённого славой своего великого ученика Парацельса, несомненно, являет собой образец жизни типичного представителя "высокого эзотеризма". Он искал сакральные знания не ради обогащения - сам Тритемий был аскетом. Его манило знание как таковое и возможность использовать это знание во благо (0033/0333).
Монастырь в германском Шнонгейме (Sponheim) в 1650 году и современный вид.