Артур Эдвард Уэйт
Arthur Edward Waite (1857-1942)
Артур Эдвард Уэйт родился 2 октября 1857 года в Бруклине (Нью-Йорк, США). Его отец, капитан Американского морского флота Чарльз Ф. Уэйт (1824—1858) родился в Нью-Лондоне (Коннектикут, США), умер в море, во время рейса из Лондона в Коннектикут, когда сыну не было и года, а жена ждала второго ребенка. Мать Уэйта, Эмма Ловелл, была дочерью зажиточного английского купца, имевшего интересы в Индии. Вскоре после рождения дочери Фредерики она переехала с детьми в Лондон. Но родственники их не приняли, поскольку были категорически против ее замужества. По той же причине брак родителей Уэйта остался неоформленным, и дети фактически были незаконнорожденными. Мать вынуждена была растить их в бедных районах Лондона. Тяготы жизни и лишения послужили косвенной причиной ее обращения в католичество. Это событие оказало большое влияние на юного Артура: именно тогда вера в Бога и поиск пути к нему оказались неразрывно связанными в его душе с пышными церемониями и ритуалами.
Начальное образование Уэйт получил в небольших частных школах в Северном Лондоне, в тринадцать лет поступил в колледж Сент-Чарльз (католическую школу в Бэйуотере), однако вынужден был бросить учебу и пошел работать клерком; в свободное время писал стихи и мистические рассказы для литературных журналов. Но, в отличие от своего друга Артура Мейчена, Уэйт так и не стал признанным мастером художественной прозы. Его призвание заключалось в другом — он вошел в историю как исследователь и популяризатор оккультных и мистических традиций.
Вскоре после смерти сестры в 1874 году, пытаясь установить контакт с умершей, Уэйт увлекся спиритическими опытами, затем теософией, но в Теософском обществе состоял недолго: антихристианская направленность трудов Е.П. Блаватской вызывала у него неприязнь. С 1878 года Уэйт стал завсегдатаем библиотеки Британского музея, где изучал литературу по различным областям эзотерики и познакомился с Макгрегором Мазерсом. Будущий основатель Герметического ордена Золотая Заря не понравился Уэйту: эта «странная персона с рыбьими глазами» после предложения Уэйта обсудить книги по оккультизму заявила, «что является розенкрейцером и франкмасоном, а потому есть вещи о которых он может говорить, а есть — о которых не может». Тем не менее, они все же сблизились.
Всю свою жизнь Уэйт провел в Лондоне и его окрестностях. Сотрудничал со многими издательствами, издавал небольшой журнал «The Unknown World» («Неизведанный мир»), публиковал собственные книги и вел оккультные исследования. В 1886 году вышла в свет его первая серьезная работа по оккультной тематике: «Тайны магии: компендиум сочинений Элифаса Леви».
В 1891 году Уэйт и его жена Ада Лэйкмен («Лукаста») вступили в орден Золотой Зари. Пройдя несколько начальных степеней посвящения (до степени Философа 4=7 включительно), Уэйт в 1893 году покинул Орден. Сам он утверждал, что это произошло из-за «…некой юридически сомнительной деятельности руководителей Храма», но на самом деле Уэйту, вероятно, показалось, что процесс его посвящения в следующую степень слишком затянулся: Мазерс недолюбливал Уэйта, считая того «более мистиком, чем магом», а причину задержки церемонии объяснял тем, что якобы «…ожидает астрального посвящения» Уэйта незримыми вождями Ордена. Уэйт, тем не менее, вернулся в Орден в феврале 1896 года, а в 1899-м был принят во Внутренний Орден — Орден Красной Розы и Золотого Креста. В ордене Золотой Зари Уэйт состоял под магическим девизом «Sacramentum Regis» (лат. «Тайна царева»). После раскола Ордена в 1903 году Уэйт возглавил новое тайное общество, отколовшееся от этой организации, — Храм Исиды-Урании. К чести Уэйта надо сказать, что он сохранил трезвую голову во время разразившегося скандала. Пока другие устраивали истерики, склочничали и искали «незримых вождей», он самостоятельно произвел реорганизацию вверенной ему организации, и, прежде всего, пересмотр ритуалов, которые стали «более христианскими» по форме и оставляли в стороне магию. Но большинство бывших собратьев по Ордену это как раз и не устраивало: они явно отдавали предпочтение магии перед мистицизмом. Храм просуществовал до 1914 года, когда Р. Фелкин и Дж. Броди-Иннес покинули его и основали орден Утренняя Звезда. Уэйт же впоследствии основал на свой манер Братство Розы-Креста, которое опекал всю оставшуюся жизнь.
Автор более семидесяти книг, лекций, ритуалов и статей, переводчик работ Элифаса Леви и Папюса, Артур Эдвард Уэйт более всего известен как создатель оригинальной колоды Таро — пожалуй, самой популярной из всех колод XX века. Колода Таро, разработанная Уэйтом, известна также под названиями «колода Райдера-Уэйта», «колода Райдера» или «колода Уэйта-Смит». Райдер был владельцем издательства «Райдер энд компани», опубликовавшего эту колоду в 1910 году. Художница Памела Колмен Смит, также состоявшая в ордене Золотой Зари, нарисовала эти карты под руководством Уэйта. Главным нововведением в колоде Уэйта стали сюжетные картинки на Младших Арканах, раскрывающие их гадательное значение. (До тех пор в большинстве колод Младшие арканы изображались буквально: к примеру, на карте Четверки Мечей изображались просто четыре меча и т.д.). Кроме того, Уэйт поменял местами два Старших аркана — Правосудие и Силу, заявив, что «у него на это были личные причины». Эта колода была задумана как приложение к книге «Иллюстрированный ключ к Таро», также опубликованной в 1910 году.
С сентября 1901 года Уэйт был активным масоном, он с большим энтузиазмом собирал все возможные масонские степени и ритуалы, включая весьма экзотические. Его перу принадлежит несколько значительных произведений по масонерии. В ритуалах он пытался найти нечто общее, нечто, ведущее к связи с Богом, и до конца дней — а умер А. Уэйт в 1942 году — не оставлял надежду составить некий обновленный, синтетический ритуал для достижения этой цели. Более подробно об этой стороне жизни «более мистика, чем мага» рассказывается в статье Р.А. Гилберта «Масонская карьера А.Э. Уэйта».
|
Arthur Edward Waite (Артур Эдвард Уэйт) «The works of Thomas Vaughan: Eugenius Philalethes» («Работы Томаса Вогана: Евгения Филалета»): Edited, Annotated and introduced by Arthur Edward Waite. Prepared for the library committee of the theosophical society in England and Wales and issued by the theosophical publishing house, I upper woburn place», London, W.C. I, In the Year of Lord MCMXIX (1919). Англия. На английском языке. Цветная электронная копия книги. Формат PDF (48,1Mb), DJVU (17,3Mb), 562 стр. |