Парацельс
Paracelsus (Aureolus Philippus Theophrastus Bombast Ab Hohenheim dictus Paracelsus) (1493-1541)
Para Celsus – «за Цельсом» – так называл себя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм – Парацельс (1493-1541) алхимик-врач, или иатрохимик, исповедовавший «химическую» теорию функций организма, разработанную в противовес Галену (II век), подчёркивая свою идейную связь с этим римским медиком, лечившим растительными соками. Нематериальная квинтэссенция александрийцев и отчасти алхимиков-христиан у Парацельса вполне материальна. Она – чудодейственное средство, извлекаемое из растений или из минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов (исходным сырьём мог быть и купорос, и свинцовый сахар). Парацельс уповал и на aurum potabile (питьевое золото), коллоидный красного цвета раствор золота. Алхимическое учение на уровне организма, казалось бы, ещё более приспосабливало Алхимию к полезному делу. «Целение» металлов ещё остаётся. Но главное для Парацельса – это иатрохимическое целение человека. Но здесь и возникает оккультный противовес земным целям: Парацельсовы духи Архея, арканумы, в мишурном блеске которых сначала меркнут, а потом и вовсе обесцвечиваются замеченные Парацельсом эмпирические факты (tartarus vini – винный камень на дне винных бочек, первое (?) описание цинка как ещё одного металла, установление нетождественности квасцов как «земли», купоросу как «металлу», качественное различение ковкости веществ, - и в связи с этим деление их на металлы и «полуметаллы»). Трансмутация металлов у Перацельса отодвинута на второй план. Исцеляющийся организм – достойный заменитель угасающей злато-сереброискательской идей. Качественно иной заменитель. «Азот, или о древесине и нити жизни» и «Paragranum» - важнейшие сочинения Парацельса. Необходимо назвать также и «Химическую псалтирь», приписываемую ему же. Новые идеи Парацельса противостоят традиционной Алхимии. Противостоят, но и генетически связаны. Лишь целостный текст свидетельствует об ином: ренессансное мироощущение. Парацельс резко отгораживает Аристотелевы стихии от алхимических вещественных стихий: элемент «Огонь» изменяет металлы несовершенные и уничтожает. Металлы совершенные от огня не изменяются. Принципиальное разрушение дихотомии алхимических начал – вклинивание между Серой и Ртутью «Соли» - третьего начала, столь же принципиального, а не только посреднического (как это считалось раньше), открывает новые просторы для технохимического опыта (растворения), когда бесплотный – только духовный принцип, - уплотняясь, обретает вещественность.
«Во всём, что касается знания и опыта, философы, предшествовавшие мне, имели в качестве своей цели скалу истины, но ни один из них не попал в цель. Они думали, что Ртуть и Сера суть начала металлов, но не упоминали и во сне третьего начала… И вот я утверждаю, что в любой вещи содержатся три начала: Ртуть, Сера и металлическая вода, питающая первые две. Если небесные светила и Природа позволяют, дерево вытягивает сначала ветви в марте месяце, потом распускаются почки, появляются цветы, и так до осени, когда, наконец, вызревает груша. Точно так же и с металлами. Они рождаются таким же образом из недр земли. Пусть же алхимики, ищущие сокровище сокровищ, заботливо отметят это!».
Принципы, обретающие статус веществ, но сохраняющие ещё прежние метафизические имена. Парацельс учит:
«Каждое тело образуется из трёх субстанций, имена которых суть: Сера, Меркурий и Соль. Взять в руки тело - значит держать в руках три невидимые субстанции. Чтобы испытать это, надо, например взять дерево. Это и есть тело. То, что сгорит и есть Сера, то, что будет дымить, - Ртуть, а что превратиться в золу, - то Соль».
Идея «Соли» как третьего начала – это новая идея. Парацельс ищет себе опору в александрийской Алхимии, усматривая у Гермеса только ему внятные аналогии:
«Знайте! Все семь металлов рождены из тройной материи, а именно из Ртути, Серы и Соли. Однако металлы всё же отличаются друг от друга хотя бы окраскою, особой для каждого металла. Гермес сказал правильно, что все семь металлов произошли от смешения трёх субстанций. Подобным же образом и этих же субстанций составлены тинктуры и Философский Камень. Он назвал эти три субстанции духом, душою и телом. Однако он не указал, каким образом это нужно понимать и что он сам понимал под этим. Возможно, он знал о трёх началах, но не высказывался по этому поводу. Я не хочу сказать, что он впал в ошибку, а только говорю, что он умолчал об этом. Но для того, чтобы эти три различные субстанции, а именно дух, душа и тело, были правильно поняты, необходимо знать, что они обозначают ни что иное, как эти же самые три начала: Ртуть, Серу и Соль, из которых образованы все семь металлов: Ртуть есть дух (spiritus), Сера – душа (anima), а Соль – тело (corpus)».
Развитие мысли Арнольда – перенос алхимической доктрины из металлического микрокосмоса в человеческий микрокосмос. Спиритуализм не снят, но подкреплён медико-лекарственной и химико-аналитической практикой. Люди, по мнению Парацельса, так же как и металлы, сложены из Серы, Ртути и Соли. Алхимическая триада под воздействием медико-лекарственных тенденций видоизменяется в «пятерицу». Парацельс, став иатрохимиком, говорит уже не о трёх, а о пяти субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: Сера, Ртуть, Соль, Флегма, caput mortum – «Мёртвая голова» - сухой кубовый остаток . Флегма и мёртвая голова – наиболее грубые субстанции пониженной духовности, содержащиеся в грубых землях и простых водах. Отсюда иное определение Алхимии, данное Парацельсом: это – искусство, которое путём растворения смесей отделяет чистое от нечистого. Технологическое отступление от освящённого столетиями алхимического спиритуализма. Парацельс смешивает, не разделяя, аристотелевы стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним Квинтэссенцию. В обыкновенном золоте, согласно Парацельсу, квинтэссенции мало, зато много прокажённого тела. Вот почему изготовление целительных «арканумов» - пафос химии Парацельса. Вырисовывается спиритуалистический план Парацельсовой химии: планетно-зодиакальные флюиды, одухотворяющие вещественный мир «арканумов», специфических лекарственных сил вещества, соотнесённых с частями тела. Но часть тела не тождественна телу в целом. Она относительно самостоятельна. Разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ: духовного, но и «химического» (подобие свойств) сродства. Конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на поражённые части тела химическими средствами. Медико-химические предписания врача-алхимика следуют из этой системы, овеществившей бесплотные категории алхимического элементаризма. Приведём Парацельсов рецепт лечения чахотки:
«Чахотку можно вылечить так: возьми белого хлеба в любом количестве и размачивай его 24 часа в хорошем вине. (Воссоздаётся ситуация псевдопричащения. – Авт.) На следующие сутки, помолившись, выпей этого вина. И так все 9 дней. Не пей при этом ничего иного. Всё это время собирай мочу в сосуд, подвешенный над дымящимся очагом. По мере испарения мочи чахотка твоя тоже пойдёт на убыль».
Мистическое, но и диэтическое целение. Если археи и арканумы Парацельса ещё свидетельствовали о собственных спиритуалистических возможностях, лишь частично представимых в вещественных обличиях, то алхимические начала в представлении Иоганна Баптиста Ван-Гельмонта (XVI-XVII в.) приобрели реальность проверяемую опытом.