Зосима Панополитан
(Zosimus Panopolitan) (Zosima Panopolitan) (Зосима из Панополиса) (IV век н.э.)
Зосима Панополитан - греко-египетский Адепт Алхимии, один из основателей Алхимии, работавший в александрийской академии. Родился в Панополисе (ныне Акхмим, Египет). Многочисленные мистико-аллегорические сочинения Зосимы пользовались широкой известностью у александрийских, а позднее и у средневековых алхимиков. До нашего времени дошли 28 неполных и искажённых книг Зосимы, в которых описаны некоторые практические приёмы: "фиксация", или затвердение ртути, изготовление ртутных амальгам и т.д.; изложены приёмы имитаций золота и серебра. Зосимой высказана идея о Философском Камне, веществе, способном превращать неблагородные металлы в металлы совершенные - золото и серебро. Зосима описал ряд алхимических приборов, процесс образования ацетата свинца (указав на его сладкий вкус).
Зосима Панополитан, по-видимому, одним из первых упоминает название "химия" в понимании "священного тайного искусства" (некоторые авторы считают, что это название в рукописи сочинения Зосимы является позднейшей вставкой). Зосима излагает легенду, будто бы это искусство было передано людям падшими ангелами, которые после изгнания Адама и Евы из рая сходились с дочерями человеческими и, в награду за их любовь, сообщали им приёмы "тайного искусства". Согласно Зосиме, первая книга, в которой были собраны сведения о "тайном искусстве", была написана пророком Хемом (Хамом), от имени которого и произошло название искусства (0022/0154-0156). В средневековье - по-видимому, даже в античной Греции, если верить Зосиме и Останесу, - в химии существовали как бы две ступени, два подхода - спагирический и архимический... (0008/0126).
Зосима Панополитан является автором трактата "О добродетели и составе воды" (0003/0040).
Совокупности четырёх элементов Зосима даёт название "Тетрасомата, т.е. четыре тела, делает доклад об аллегорических историях, применяющимся алхимиками во все времена (Хёффер "Histoire de la Chimie") (0002/0022, 0041).
В трудах Зосимы мы находим указания на параллелизм между тайной Алхимии и Богочеловеком. Зосима описывает lapis как сверкающий белый мраморный храм (0014/0005, 0013).
Представление об Алхимии как о пути спасения, предполагающем совершенное знание о Боге, связано с именем Зосимы Панополитанского (0007/0012).
В форму вещего сна облекает Зосима процедуру получения Живительной Воды:
"Я видел жреца, стоящего перед престолом, имевшим форму чаши и с многочисленными ступенями. Жрец изрёк: "Я жрец святилища и нахожусь под гнётом мощи, которая меня отягощает. На рассвете пришёл слуга, который схватил меня, убил мечом, разделил меня на куски. Содрав кожу с моей головы, он смешал кости с мясом и прокалил меня на огне, чтобы внушить мне ту истину, что дух распадается вместе с телом. Вот мощь, которая меня отягощает". Пока жрец так говорил, глаза его налились кровью. Окончив, он разорвал на куски собственное тело. Я видел, как он убивал самого себя, грызя себя зубами, и упал на землю. Охваченный ужасом, я проснулся и принялся размышлять над виденным, спрашивая, это ли истинный состав воды. Так оно и оказалось" (Lindsay, 1970, c344) (0006/0075).
Зосима Панополитанский толкует акт трансмутации как "пресуществление" вещества - алхимический парафраз евхаристии (Hoefer, 1866, 2, c.265-266) (0006/0310).
Зосима описывал химические операции в мистической и аллегорической форме. Вот цитата из его сочинения:
«Приготовь, друг мой, храм из одних свинцовых белил или алебастра, в здании которого нет ни начала, ни конца, но внутри которого весна с чистой водой и сверкание которого подобно солнцу. Найди вход в храм, возьми меч в руки и наблюдай за входом. Потому что в узком месте, откуда ведет путь в храм, лежит дракон, охраняя его. Принеси его в жертву первым» (Ф. Сабадвари, А. Робинсон. История аналитической химии. М: Мир, 1984. С. 21).