ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ
David Teniers (1610-1690)
Давид Tенирс Младший, фламандский живописец, сын и ученик предыдущего, развившийся далее под влиянием Рубенса и в особенности А. Броувера. Родился в Антверпене 14 декабря 1610 г., был в 1632 г. принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и быстро приобрел громкую известность не только на своей родине, но и за ее пределами. Правитель Испанских Нидерландов эрцгерцог Леопольд-Вильгельм полюбил его как художника и как человека, сделал его своим придворным живописцем и камергером, пожаловал ему золотую медаль на такой же цепи и возложил на него заведование своею картинною галереей. Тенирс пользовался также благоволением статгалтера Нидерландских Штатов Вильгельма II Оранского, шведской королевы Христины, дона Хуана Австрийского и короля испанского Филиппа IV; последний основал по представлению своего любимца академию художеств в Антверпене (в 1663 г.) и устроил для его картин особую галерею в своем мадридском дворце. Приобретя прилежною работою отличное состояние, Тенирс выстроил для себя поблизости от Брюсселя Дрейторенский (т. е. Трехбашенный) замок, в котором предпочтительно и жил вместе с женою, дочерью живописца Я. Брюгеля Бархатного, в счастье и довольстве, по временам отдыхая в кругу собиравшихся сюда гостей, цвета тогдашней бельгийской интеллигенции. Он умер в Брюсселе 20 апр. 1690 г. Главной областью творчества Тенирс было изображение фламандской простонародной жизни, деревенских праздников, крестьянских свадеб, пирушек и сборищ в сельских шинках, солдатских караулен, курильщиков, пьяниц, картежников и т. п. Он зорко изучал эти сюжеты в натуре и потому воспроизводил чрезвычайно правдиво и характеристично, особенно в тех случаях, когда выводил на сцену небольшое число лиц. Иногда он брался писать картины в историческом роде, например, на библейские темы, но они принимали под его кистью также характер реалистических простонародных сцен. С большою любовью, виртуозно и юмористично изображал он фантастические сюжеты с небывалыми чудовищами, ведьмами и всяческими дьявольскими наваждениями, обезьян и кошек, человекоподобно занимающихся стряпнею, обжорством или играми, алхимиков в их лабораториях, знахарей и пр. Наконец, он писал ландшафты и приморские виды, оживленные человеческими фигурами. О его трудолюбии и плодовитости свидетельствует огромное количество его картин, сохранившихся до нашего времени. Почти нет ни одной публичной и сколько-нибудь значительной частной галереи, в которой их не было бы. Особенно богаты ими Имп. Эрмитаж (39 картин, в том числе принадлежащие к отличнейшим произведениям художника: "Праздник антверпенских стрелков и членов корпораций", "Внутренность кухни в дрейторенском замке" и два "Деревенских праздника", №№ 674 и 675), мадридский музей дель-Прадо (52 картины), Луврский музей в Париже (35), мюнхенская Пинакотека (28), Дрезденская галерея (24), Лондонская национальная галерея (19), Венский музей (19), Кассельская галерея (10) и некоторые другие. Те из этих картин, которые относятся к первой поре деятельности художника, напоминают живопись его отца и отличаются коричневатым, неприятным тоном. В произведениях средней поры Тенирс является во всем блеске своего таланта, самым замечательным из всех нидерландских живописцев народного быта, пленяющим зрителя сильным и блестящим золотистым или серебристым колоритом, превосходно разыгранными освещением и светотенью, типичностью и выразительностью представленных фигур, тонкостью и вместе с тем уверенностью и сочностью исполнения всего, до малейших аксессуаров. Под конец жизни Тенирс изменил свою манеру и стал писать как ландшафтные задние планы, так и самые фигуры в красноватом тоне, вредящем впечатлению картин, вышедших из-под его кисти в это время. Находясь в дружбе со многими из своих товарищей, он охотно помогал некоторым из них, как напр. Я. де-Гэму, Л. ван-Юдену, Н. вин-Верендалю и К. Люйксу, оживляя их картины человеческими фигурами. У него было много учеников, из которых главные — Д. Рейкарт III,Э. ван-Тильборг, М. ван-Гельмонт и Ф. дю-Шатель. Кроме живописи, Тенирс занимался гравированием и издал 52 офорта собственной композиции. Число гравюр, исполненных другими с его произведений, простирается до 500;
Абрагам Tенирс (1629—1670), второй сын и ученик Давида Тенирс Старшего, фламандский живописец, развившийся под влиянием своего знаменитого брата, подобно ему изображал крестьянский быт и животных, но значительно уступал ему в талантливости.
— Ср. С. Simillion, "Levensschets van David Teniers den Jo n ge" (Антверпен, 1864); J. Vermoelen, "Notices historiques sur D. T. et sa famille" (П. 1870); A. v. Wurzbach, "D. T. der Jungere" (в R. Dohme, "Kunst u. K ünstler des Mittelalters und der Neuzeit", I Abth. I Bd., Leipzig. 1877).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1890-1916)