Аполлон (Гелиос)
Apollo (᾽Απόλλων), Helios (Sol)
Аполлон, сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Hom. Il. 1, 21, 36. У Гомера и Гесиода не указывается место рождения А.; а по гимну к А. Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы Кинфа (Δήλιος, Κύνθιος) вместе с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. А. пречистый (Φοι̃βος) есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым А. связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону, того карает гнев А.; стрелами своими, летающими с серебряного лука, он, издали попадающий в цель (ἐκηβόλος, έ̔κατος, ἑκάεργος, ἀργυρότοξος, κλυτότοξος, arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми и греки в лагере под Троей (Hom. Il. 1). Но как, с одной стороны, А. — бог губитель (᾽Απόλλων от ἀπόλλυμι ?), посылающий смерть, мор, повальные болезни, так, с другой — он же дает благоденствие и спасает от бед (ἀλεξίκακος, ἀκέσιος, σωτήρ, Παιήων, Παιών, Παιάν, medicus), он дарует силу для победы. Из этого его свойства можно объяснять и его значение как покровителя стад; он дает стадам обильный приплод и отвращает от них падежи и волков (λυκοκτόνος). Он — сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Il. 1, 766. 21, 448. Как вестник воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто темны для ограниченного человеческого ума, поэтому А. называется Λοξίας, темный. Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания — Дельфы или Пифо (поэтому он Πόθιος); он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Нутп. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал Гее (и Посейдону) и — после нее — Фемиде. Aeschyl. Eum. 1. слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абахе в Фокиде. близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т.д. (᾽Αβαι̃ος, ᾽Ισμήνιος, Κλάριος, Θυμβραι̃ος, Παταρεύς). Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний (ἀρχηγέτης, κτίστης), охранитель городов и улиц (ἀγυιεύς); он сам выстроил стены Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Alcathous). Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера (Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии А. представляется богом всех изящных искусств и предводителем Муз (Μουσαγέτης). Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (Λύκειος) Феб А. был отождествлен лишь в поздние сравнительно времена. А. был одним из верховных богов у греков; культ его был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность; но особенно высоко чтили А. доряне. Главными местами почитания А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь А. праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще у ионян был праздник Θαργήλια. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили обыкновенно поздним летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где Α. ᾽Άκτιος имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море; со временем Августа это празднество (᾽Άκτια, Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет. Очень многочисленно, по мифологии, было потомство А.; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее А., превратилась в лавровое дерево (δάφνη). Ov. met. 1, 452 слл. Пластическое искусство представляет А. прекраснокудрым (᾽Ακερσεκόμης), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй найдена около Теней в Пелопоннесе (н. находится в Мюнхене), а самая знаменитая — это А. Бельведерский в Ватикане; он изображен здесь с эгидой, которую держит пред собою, распространяя ее страх и смятение среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как в Il. 15, 318). Голова А., соответствующая А. Бельведерскому, прежде находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет собственность графа Pourtalès-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского собрания представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии аедов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийского оракула: в 432 г. до Р. Х. А. построен был первый храм в Риме; здесь этот бог чествовался как A. medicus, как бог, спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве всего более и выступает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (Ludi Apollinares, см. Ludi). Август, особенно высоко чтивший этого бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares), перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на А. и Диану.