ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

 Иоанн Исаак Голланд«Собрание разных достоверных химических книг, а именно: Иоанна Исаака Голланда Рука философов, О Сатурне, О растениях, минералах, Кабала, и О Камне Философическом, с приобщением небольшого сочинения от неизвестного автора о заблуждениях алхимистов, с вырезанными из меди фигурами»: Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1787.Обложка и фронтспис.

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Иоанн Исаак Голланд

Ioann Isaak Holland (XV век)

Многие исследователи герметической традиции называют Исаака Голланда и Иоанна Исаака Голланда, отца и сына, «первыми голландскими алхимиками» и считают, что жили они не ранее, чем в начале 15-ого столетия. Однако, Артур Эдвард Уэйт полагает, что они жили гораздо раньше и являются современниками Василия Валентина, в чьей историчности он был также убежден:

"Современниками Василия Валентина были Исаак Голланд и его сын, которые, как предполагается, работали довольно успешно. Они были первыми голландскими алхимиками, и их операции высоко ценили Парацельс, Бойль и Кункель. В части практической химии они следовали за традициями Гебера, и их алхимические эксперименты являются самыми простыми и ясными в огромном диапазоне герметической литературы. Они работали преимущественно на металлах, описывая буквально поминутно подробные сведения каждого процесса. Об их жизни почти ничего неизвестно. "Похороненные во мраке, необходимом для адептов, они были заняты практикой герметической науки, и их исследования и лаборатория были ежедневной сценой их трудолюбивого существования".*

Они отнесены нами к пятнадцатому столетию не более чем на основании догадки, исходя из того от факта, что они не цитируют философов, последующих за этим периодом. Они говорят о Гебере, Дастине, Мориене, и Арнольде, но не упоминают более современных авторов, в то время как, с другой стороны, их ссылки на aquafortis и aqua-regiae, которые были обнаружены в четырнадцатом столетии, препятствуют тому, чтобы мы отнесли их труды к предшествующей эпохе.

Оба Исаака были особенно квалифицированы в изготовлении эмали и искусственных драгоценных камней. Они учили, что Великий Магистериум мог преобразовать миллион раз его собственный вес в золото, и объявили, что любой человек, берущий еженедельно маленькую часть Философского Камня, будет всегда сохранять прекрасное здоровье, и его жизнь будет продлена до самого последнего часа, назначенного для него Богом.

"Минеральная Опера Иоанна Исаака Голланда или о Камне Философском" ("Opera Mineralia Joannis Isaaci Hollandi, sive de Lapide Philosophico") является длинным и сложным трактатом основанном на одном методе совершенствования мертвых нечистых металлов в истинные Золото и Серебро. Первой материей, говорится в нём, является Сатурн, или Свинец, и сосуд, в котором они должны быть кальцинированы, а иначе говоря, приспособлены к целям aurific искусства, что яcно изображено на иллюстрациях, введенных в текст".** (0025/0123).

Часть современных исследователей, на основании того, что нет никаких фактических данных, позволяющих документально идентифицировать Василия Валентина и Иоанна Исаака Голланда, называют их «псевдонимами» и «фиктивными авторами». Что касается работ, приписываемых Иоанну Исааку Голланду, ряд исследователей считают, что они не могли быть написаны в XV столетии, так как содержат элементы работ Парацельса, которые датированы XVI столетием. Другие же исследователи предполагают, что легенда была фактом, а не выдумкой, и, напротив, считают, что Парацельс скопировал целые главы из сочинений Иоанна Исаака Голланда. К сожалению, об этом Великом голландском Адепте, либо о том, кто носил этот псевдоним, известно немногое, а именно, лишь то, что отцом его был Адепт Алхимии Иоанн Голланд (Ioann Hollandus), который в 1380 году открыл и описал хлористый кальций (0006/0280).

В предисловии к «Алхимическим трактатам» Василия Валентина об Иоанне Исааке Голланде, и его работах, написано, что любитель весьма правильно поступит, если всё это изучит у великого Философа, о котором Пенот совершенно великолепно судит, когда говорит: «Не требуется ожидать иных Eliam Artistam, когда всё имеем в трактатах Исаака Голланда, ибо он так ясно излагает, что более нечего сказать».

В свою очередь, Cocheim из Hollrieden в предисловии к своему «Химическому Трактату» высказывается о том, что все следуют Голланду, и должны следовать ему, как второму Гермесу, и разыскать как опубликованные, так и ещё не опубликованные трактаты. Но, как мне известно: уже сверены, исправлены и наилучшим образом выверены дефекты и опечатки, и также приведены в определённый порядок тексты в немецких томах, увидевших свет в различное время: 

  1. De salibus & Oleis Metallorum in Alchym. Vera напечатаны in-12, 1604.
  2.  Opera Mineralia in Theatrum Chymicum, а также в Миддельбурге в 1600 году в октаве, где имеем трактат Голланда de tribus Ordinibus Elixiris & Lap. Theoria, найденный и изданный Пенотом, но эти издания варьируются.
  3.  Opera Universal. & Vegetab., Арнхайм, 1617 год, октава.
  4.  Opus Vegetabil., сына Сендивогия. Амстердам, 1659, в октаве.
  5.  Трактат о Философском камне, 1669 год, в октаве.
  6.  Рука Философов. Opus Saturni & Opera Vegetab. 1667 год, Франкфурт, октава. Третья часть Минерального делания вместе с его книгой Cabala c. Fig. Франкфурт, 1666 год (об этой разысканной Кабале почти более половины, вместе с представленными рисунками, характерами, планетами по часам, как в великом Эликсире Философов из stercore humano, Голланд сказал, что он при помощи этого создал всё своё достояние, но вместе с тем, все прочие трактаты ещё не переведены с голландского).
  7.  Isaci de Vitriolo & ejus Oleo secretissimo в четырёх книжицах, Buddisin, 1677, октава.
  8.  Chym. Operationen, Голланд, Лейпциг, 1714 год, октава.  (0012/0027).

Боррель (Borellus) также cообщает в Biblioth. Chym. о нескольких трактатах Голланда, но сомневается в их издании, кроме нескольких фрагментов в TheatrumChemicumи Combachio. Кто имеет для сравнения, напечатанное издание Брем, в 4 т. 1664 года, и другое, Universal-Process о Соли-Моря Johann Saigner, с французским Opere в les Oevres du R.P. Gabriel de Castaigne, Париж 1661 год, октава, тот обнаружит ещё больше в последнем издании, что было упущено в других. А кто затем ещё подкрепит Castaigne, и его описание с рукописным экземпляром на старинном французском языке у Saigner, тот найдёт там ещё более того, т.е., тут могут помочь ещё и иллюстрации этого процесса (0012/0028).

 

*"Lives of Alchemysticall Philosophers" (Ed. of 1815).

** Перевод с английского AA. 

 

 Иоанн Исаак Голланд

«Собрание разных достоверных химических книг, а именно: Иоанна Исаака Голланда Рука философов, О Сатурне, О растениях, минералах, Кабала, и О Камне Философическом, с приобщением небольшого сочинения от неизвестного автора о заблуждениях алхимистов, с вырезанными из меди фигурами».

Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1787.

Электронная копия книги в формате DJVU (33,7 Mb).

Купить копию...

 

 "Рука Философов"«Собрание разных достоверных химических книг, а именно: Иоанна Исаака Голланда Рука философов, О Сатурне, О растениях, минералах, Кабала, и О Камне Философическом, с приобщением небольшого сочинения от неизвестного автора о заблуждениях алхимистов, с вырезанными из меди фигурами»: Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1787. Гравюра к странице № 1.

Происхождение эмблемы «Рука Философов» довольно сложно: во-первых, мы встречаем её в одной из неопубликованных работ французского алхимика XVI столетия Генри де Линто (Henri de Linthaut), который связывает её с Иоанном Исааком Голландом. Затем мы встречаем её, в сочинении Абрахама фон Франкенберга «Crollius redivivus», впервые изданном в 1635 году. Обе работы содержат эмблему руки, и объяснение её секретных символов.

Расширенный текст под названием «Рука Философов», также приписываемый Голланду, был сначала напечатан в Германии, в 1667 году, но также имел хождение в копиях рукописи на различных языках. Например, английская рукопись предшествует первому известному печатному изданию на немецком языке (!),  когда-то она принадлежала Уильяму Бэкхаусу (William Backhouse) (1593-1662), английскому алхимику и Розенкрейцеру, а позже его другу Элиасу Эшмолу (Elias Ashmole).

 Объяснение руки и ее секретных символов также имеется в печатном издании «Hand der Philosophen», но как указал Joachim Telle,  в этом трактате по практической лабораторной работе, «Руке Философов» дают исключительно химическое объяснение, как и в английской рукописи.

 «Рука Философов» всегда ценилась алхимиками, и особенно в XVIII столетии: поэтому мы часто видим её в алхимических руководствах того времени, где она может интерпретироваться по-разному, например, в иатро-химическом или трансмутационном смысле. В XXI столетии алхимики и фармацевты также находят ценность в этой эмблеме.

«Се есть рука философов с семью их тайными знаками, которой древние философы друг друга обязали и соединились. Никто не может сию руку с ея тайными знаками разуметь, кто прежде не сделается другом вернейшим философов, и кто вернейшее не послужит им в искусстве Алхимии… Теперь хочу я тебя сын мой, учить сокровенному таинству мудрых философов и мастеров истинного искусства Алхимии…».

«Се рецепт, найденный в сундуке, замазанном в стене. Был продан за великие деньги, изведан самим делом на опыте и от искусных в алхимии одобрен, что и по делу оказывается. Того ради остерегайтесь открывать толикой важности секрет жадным и надменным людям, также и тем, кои не суть дети философии».

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz