ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Материя в Алхимии

Материя Великого Делания (Первичная материя Философского Камня)

Великое Делание или приготовление Философского Камня было, как мы сказали, главной целью алхимиков. Их трактаты обыкновенно вращаются только около этого предмета. Поэтому в последующих главах мы будем говорить исключительно о Великом Делании.

Но прежде, чем дать ключ герметических символов, мы в немногих словах представим  путь, которым следовали алхимики для приготовления Философского Камня. Затем, мы разберём каждую часть в отдельности.

Материя Великого Делания состояла из золота и серебра, соединённых с ртутью и обработанных особым образом. Золото брали, как материал, богатый "Серой", серебро - в виду содержания чистого огня "Меркурия"; что же касается ртути, то она изображала "Соль" - средство их соединения. Эти три тела, подвергнутые известной обработке, были заключены в колбу с длинным горлом, Философское Яйцо, тщательно закрытое. Смесь эта кипятится в алхимической печи, называемой "атанор". Как только огонь разведён, Великое Делание, собственно говоря, началось и заключалось в различных фазах: кристаллизации, выпаривании, сгущении и т.д. Это составляло стадии операции, в течение которых материа принимала различные цвета, которые назывались "Цветами Великого Делания" (см. соответствующий раздел сайта). Последний красный цвет возвещал конец Делания. Трансмутацией, при помощи брожения, материи сообщали большое могущество, после чего получался Философский Камень. Рассмотрим теперь теоретический состав материи Великого Делания. По алхимической теории было рационально, чтобы материя Философского Камня была составлена из абсолютно чистых "Серы", "Меркурия" и "Соли". Соединённые  сваренные по известным правилам, они должны были составить новое тело, которое, не будучи, само по себе, металлом, давало металлическое совершенство ртути, свинцу и олову.

Алхимики, говоря о материи камня, считали ее то единой и неизменяемой, то тройственной, то четверной, заменяя ее состав элементами. Таким образом, «Магистериум произошел из одного и становится одним или составляется из четырех, а три заключены в одном» (Arnauld de Villeneuve. «Le Chemin du chemin») Один — это материя камня, рассматриваемая в своем составе, это также единая всемирная материя. Число четыре — четыре элемента; три — «Сера», «Меркурий» и «Соль». Четыре элемента превращаются в три начала, что видно из другого текста того же сочинения Виллановы: «Существует камень, составленный из четырех начал: огня, воздуха, воды и земли; «Меркурий» — это мокрый элемент Камня; другой элемент — «Магнезия», в природе обыкновенно не встречается» («Lettre du roi de Naples» («Письмо неаполитанскому королю»). «Меркурий», холодный и жидкий, изображает воздух и воду, «Магнезия», или «Сера», представляет огонь и землю, жар и сухость. Это объясняет, почему философы иносказательно говорили, что материя камня имеет: три угла, три начала, — в своей субстанции; четыре угла, элементы, — в своей добродетели; два угла, устойчивость и летучесть, — в своей материи; один угол, всемирная материя, — в своем корне. Каббалистически, число материи будет - 10, ибо, соединяя эти числа, мы получим: 1+2+3+4=10.

Они говорят также, что материя бывает растительная, животная и минеральная: растительная — потому, что она имеет дух; минеральная — потому, что она имеет тело; и животная — потому, что она имеет душу; мы здесь опять находим троицу: «Сера», «Меркурий» и «Соль». Это те «Соль», «Сера» и «Меркурий», которые составляют тело, дух и душу; они все три исходят из хаоса, или, скорее, из «моря философов», где были между собою смешаны (Psautier d'Hermophile). Это море философов, или хаос, указывает на единство материи.

Этот символический язык разорил многих суфлеров. Вместо того, чтобы работать над металлами, они - принимая слова философов в буквальном значении, проводили свою жизнь, дистиллируя растения, мочу, волосы, молоко, в надежде извлечь материю Камня Мудрецов.

Треугольник или четырёхугольник символизируют материю камня, смотря по тому, будут ли её рассматривать как сформированную из начал, или из элементов. Иногда треугольник заключен в квадрат; такой символ был взят из трактата под заглавием «Le Grand-Euvre devoile en faveur des enfants de lumiere» («Великое Делание, открытое в пользу детей света»). Свет представляет, следовательно, тот же состав, как и металлы: «Тщательно исследуй состав металлов. Поистине, в этом заключается все Делание мудрецов» (Анонимный трактат «Texte d'Alchimie»).

Но, как мы уже упоминали, большая часть философов обошла молчанием «Соль» как третье начало металлов и занималась только «Серой» и «Меркурием». Они давали смеси «Серы» и «Меркурия», приготовленной для Делания, название «ребис». Филипп Рульяк дает этому слову следующее происхождение: «Вот причина, почему философы называли словом "ребис" материю благословенного камня: оно составлено из латинских слов Res и Bis (Res с латинского языка переводится как «вещь», a bis — «дважды»), это равносильно тому, что назвать одну вещь два раза; желая найти две вещи, представляющие одно целое, они назвали таким образом «Серу» и «Меркурий» («Abrege du Grand-Oeuvre» par Ph. Rouillac, cordelier («Краткий курс Великого Делания» Филиппа Рульяка, монаха ордена Францисканцев).

В предшествующей главе мы видели, что алхимики брали извлеченные из металлов «Серу», «Меркурий» и «Соль» как материю для получения камня. Для этого они могли употреблять много методов, ведущих к той же цели. Таким образом, некоторые алхимики предполагали извлечь материю из олова, свинца или купороса, о чем будет сказано далее.

Что же касается до обыкновенного хода Великого Делания, то самые знаменитые учителя Герметизма признавали только один метод: «Существует только один камень, одна материя для опыта, один огонь, один способ варки для достижения белого и красного цветов, и все делается в одном сосуде» (Avicenne «Declaratio lapidis physici»). И, несмотря на это утверждение, алхимики с XVII века различали два пути: сырой и сухой. Они называют сырым путем следующую операцию: «Сера и Меркурий философов» варятся на умеренном огне в закрытом сосуде до тех пор, пока материя сделается чёрной, затем прибавляют огня, и она становится белой; наконец, огонь делают еще более сильным, и тогда содержимое получает красную окраску; сухой путь состоит в том, что «Соль небесную», то есть «Меркурий философов», смешивают с металлическим земным телом и ставят в реторте на легкий огонь, и дело оканчивается в четыре дня.

Таким образом оперировал артист, о котором вспоминает Гельвеции в своем «Veau d'or» («Золотой телец») (Barchusen «Liber singularis de Alchimia»).

Однако этот сухой путь был мало принят, и мы не знаем ни одного специального трактата об этом предмете; поэтому мы займемся только путем скрытным, или мокрым, всемирно признанным адептами всех стран и всех веков.

«Сера», «Меркурий» и «Соль» составляют материю камня, но все тела содержат в себе эти начала; из которого же лучше их извлечь? Это было камнем преткновения для суфлеров. Принимая слова философов в буквальном смысле, они не умели разобраться в символике. «Серу» назвали красным цветком, Материю Камня — растительным или металлическим деревом. Суфлеры спешили толочь травы, собирать соки, дистиллировать цветы. В других местах камень называли кровью, волосами, собакой, орлом и т. д.; говорили также, что материя вещь не чистая и что ее находят повсюду.

Все герметические философы единогласно утверждают, что Материю надо добывать из металлов, ибо цель Великого Делания есть производство золота. «Природа забавляется с природой, природа содержит природу и природа умеет побеждать природу» (Анонимный трактат «Texte d'Alchimie»). Эта знаменитая аксиома, которая поставила Бернара Тревизана на истинный путь, находится в сочинении «Physiques et mystiques de Democrite le mystagogue, alchimiste grec» («Физическое и мистическое посвящение в таинство Демокрита, греческого алхимика»). «Природа побеждает природу». Адепты не переставали повторять эту формулу под всеми формами; то же самое говорит Арнольд из Виллановы в своем «Flos florum» («Цветок цветов»); «Человек воспроизводит только человека, лошадь производит только лошадей; то же самое и с металлами: они могут быть произведены только их собственным семенем».

Следовательно, материя должна быть извлечена из металлов, но вопрос — из каких: из неблагородных или из совершенных, из Золота и Серебра, то есть из Солнца и Луны?

«Солнце есть отец. Луна есть мать» («Изумрудная скрижаль»). «Материя, из которой выработано высшее лекарство философов, есть тоже золото, только очень чистое, и наша «Ртуть» (Bernard de Trevisan «La Parole delaissee») (Бернард Тревизан «Потерянное слово»). «Золото, Серебро и «Меркурий» составляют материю камня, после того как они были подготовлены согласно указаниям Искусства» (Libavius «Paraphrasis Arnoldi» (Либавий «Пересказ Арнольда»).

Тексты, указывающие на Золото, Серебро и «Меркурий» как источники извлечения материи, бесчисленны; предыдущие достаточно ясны, но в особенности тексты Либавия, из которых наиболее интересен: «Говорю тебе, работай с помощью «Меркурия» и подобных ему, но только не прибавляй к ним ничего постороннего и знай, что Золото и Серебро не чужды меркурию» (Saint Thomas d'Aquin. «Secrets d'Alchimie» (Святой Фома Аквинский «Секреты Алхимии»). Это значит: работай с помощью «Меркурия», Золота и Серебра.

Но эти три металла представляют довольно отличную от камня материю; наиболее близкая материя есть «Сера», «Меркурий» и «Соль», изъятые из нее. Из золота добывают «Серу», из серебра — «Меркурий», а из «Ртути» — обыкновенную соль. По словам теоретиков алхимии (Roger Bacon, в особенности в его «Miroir d'Alchimie»), золото содержит «Серу» — начало весьма чистое, устойчивое, красное, несгораемое, а серебро — «Меркурий», начало чистое, более или менее летучее, блестящее, белое. Что касается соли, то она заключает «Ртуть». Материя камня состоит, следовательно, из тела, полученного из золота и серебра. «Есть другие философы, предполагающие, что камень добывается из «Меркурия», получаемого с помощью искусства из металлов совершенных, как Солнце и Луна» (Albert le Grand «Concordance des philosophes sur le Grand-Euvre» (Альберт Великий «Согласованность философов в Великом Делании»).

Здесь замечается лёгкое противоречие с тем, что мы говорили выше, но это не так: философы часто обозначали под именем «Меркурия философов» Материю Камня, рассматриваемую в своем составе; таким образом, слово «Меркурий» имеет четыре различных значения; оно может указывать: во-первых — металл, во-вторых — начало, в-третьих — серебро, приготовленное для Делания, в-четвертых — Материю Камня. В этом последнем смысле надо понимать следующее место.

«Это есть «Меркурий» из «Меркуриев»;

«И многие люди прилагают свои старания,

«Чтобы найти его для своего дела,

«Ибо это не есть меркурий обыкновенный (Jean de la Fontaine «La fontaine des amoureux de science»).

Наоборот, в смысле серебра, приготовленного для Делания, о «Меркурии» - начале, изъятом из серебра, говорится в следующей цитате:

«Мечтаешь ли ты сделать устойчивой ртуть,

«Если она улетучивающаяся и обыкновенная,

«А не та, из которой я делаю металл?

«Бедный человек, ты сам себя очень обманываешь!

«Этим путем ты ничего не сделаешь,

«Если не пойдешь по другим путям! (Jean de Meung. «La complainte de nature а l'alchimiste errant» (Жан де Менг «Жалоба природы блуждающему алхимику).

Мы уже сказали, что о «Соли» как о третьем начале едва упоминается у древних алхимиков; они говорят часто только о «Сере» и «Меркурии», золоте и серебре, солнце и луне.

 Чтобы затемнить действительность, им доставляло удовольствие употреблять одни термины взамен других. «Солнце — отец всех металлов, Луна — их мать, хотя Луна получает свой свет от Солнца». От этих двух планет зависит состав магистерия (Raumund. Lulle «La Clavicule» (Раймунд Луллий «Ключик»). В первой фразе солнце и луна суть синонимы «Серы» и «Меркурия», всемирных начал. В другой фразе они означают «Серу» и «Меркурии» как материю Делания. Эти четыре термина могли быть взяты дважды по два как абсолютные синонимы.

Подробнее о приготовлении Материи Камня см. раздел "Золото".

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz