ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Философский (тайный) огонь в Алхимии

Алхимический (тайный) огонь или первичный агент.

  

Алхимики, ревниво оберегая всё, что касалось Великого Делания, не были ясны, говоря об огне или степени жара, необходимого для Делания. Знание степени жара считалось ими одним из самых важных ключей Великого Делания. "Многие из алхимиков заблуждаются, потому, что они не знают расположение огня, который есть ключ Делания, ибо он растворяет и сгущает в одно и то же время, что они не могут схватить, будучи ослеплены своим невежеством" (Raymond Lulle "Vade mecum seu de tincturis compendium"). И, действительно, раз приготовленная материя только при помощи варки могла измениться в Философский Камень. "Я вам рекомендую только варить: варите в начале, варите в середине, варите в конце и не делайте ничего другого" ("Turba philosophorum") (0002/0077).

Алхимики различали несколько способов огня:

1) огонь сырой, это ванна из грязи, доставляющей ровную температуру;

2) огонь сверхъестественный или искусственный означал кислоты. Это происходит оттого, что алхимики заметили, что кислоты производят повышение температуры во время различных реакций, и что они имеют на теле действие, одинаковое с огнём: они их растворяют, уничтожают быстро их первоначальный вид.

3) наконец, огонь естественный, обыкновенный.

Вообще алхимики не употребляли ни угля, ни дерева для согревания Философского яйца. Было бы в таком случае необходимо постоянное наблюдение и было бы почти не возможно достигнуть ровной температуры. Марк Антоний сердится на невежественных суфлёров, употреблявших уголь: "К чему служит сильное пламя, раз мудрецы никогда не пользуются ни горящими угольями, ни горящим деревом, для производства герметического Делания" (Марк Антоний "Свет, самоисходящий из тьмы"). Герметические философы употребляли масляную лампу с льняным фитилём, содержание которой легко и которая доставляет почти такой же жар. Это именно и был тот огонь, который они прятали и о котором только некоторые говорят открыто.

Они допускали несколько степеней жара в своём огне, соображаясь с моментами Делания; они достигали урегулирования огня, прибавляя нитки в фитиль. "Сначала сделай огонь слабый, как будто бы у тебя было только 4 нитки, до тех пор, пока материя не почернеет; тогда прибавь, положи 14 ниток; когда материя моется, она делается сырой; наконец положи 24 нитки, и ты будешь иметь совершенную белизну" (Happelius "Aphorismi basiliani").

Первая степень огня при начале Делания равнялась приблизительно 60-70 градусам стоградусного термометра. "Сделайте ваш огонь в пропорции, чтобы он имел жар месяцев Июня и Июля" ("Dialogue de Marie et d'Aros"). Не надо забывать, что это говорить египтянин. Впрочем, первый градус и назывался огнём Египта именно потому, что он почти равняется летней температуре Египта. Некоторые алхимики, забывая этот пункт, назначали для первого градуса температуру слишком слабую как Ф.Рольяк. "Наблюдайте, в особенности, огонь и его градусы, чтобы первая ступень тепла была февральская, т.е. равная температуре солнца в Феврале месяце" (Ph. Rouillac "Abrege du Grand-Oeuvre"). По первой степени удостоверялись, что достигли желаемой температуры: дотрагивались до яйца, не должны были обжигаться. "Ты никогда не допускай сосуд слишком нагреваться так, чтобы ты всегда мог его тронуть, не обжигаясь" Это будет продолжаться всё время растворения" (Джон Рипли "Трактат двенадцати врат"). Другие градусы легко находят удваивая и утраивая и т.д. температуру  первого градуса. Было всего 4 степени нагревания. Вторая степень колеблется между температурой кипения воды и плавкой обыкновенной серы, третья степень ниже плавки олова, а четвёртая - плавки свинца.

В заключение приведём слова Бернарда Тревизанского о качествах, которыми должне обладать Философский огонь: "Сделайте огонь, дающий пар, переваривающий, постоянный, не слишком сильный, окружённый, воздушный, замкнутый, переменяемый" (Бернард Тревизанский "Книга естественной философии металлов").

ВИДЫ ОГНЯ

 

Огонь бывает трёх видов: Небесный, Земной (или центральный) и Искусственный. Первый из них как начало двух других подразделяется на Огонь универсальный и Огонь Индивидуальный.

 

НЕБЕСНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОГОНЬ

Универсальный огонь, распространённый повсюду, пробуждает и приводит в движение свойства тел. Он согревает и содержит семена, посеянные в наш земной шар, служащий им матрицей. Он развивает Индивидуальный огонь, смешивает стихии и придаёт форму материи (0015/0061).

 

НЕБЕСНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОГОНЬ

Индивидуальный огонь - прирождённый. Он помещается в каждое смешаное с семенем. Действует он лишь тогда, когда побужден, и тогда он совершает в части Универсума то, что отец его Солнце - совершает во всём.

Вопреки тому, что утверждает Потт, вовсе не Сталь первым высказал разумные и связные мысли о субстанции огня, находящегося в теле, однако он первым назвал его флогистоном. Выше мы уже показали, как к этому относятся Герметические Философы. Достаточно раскрыть их книги, чтобы убедиться, что они прекрасно знали эту силу Природы, и Потт ошибался, утверждая, что авторы, предшествовавшие Сталю, высказывались неясно и абсолютно терялись в бесчисленных противоречиях (0015/0061, 0063).

 

ИСКУССТВЕННЫЙ ОГОНЬ

Свойства нашего Искусственного обычного огня, так называемого Огня очагов, совершенно противоположны характеру Огня Природы, хотя он и является ему отцом. Он враг всякого зарождения и живёт только разрушением тел. Он питается только тем, что награбит, обращает всё в пепел и разрушает всё, что создаёт Огонь Природы. Это - отцеубийца, самый главный враг Природы, и если бы люди не возводили на его пути препятствия, он опустошил бы всё. Стоит ли суфлёрам удивляться, что всё гибнет в его объятиях: их добро и здоровье улетучивается с дымом, а взамен остаётся ничтожный пепел (0015/0063).

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz