ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

Арнольд из Виллановы
Обложка книги "Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы".
Москва: "Медицина", 1970.
САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ
  
       Книга алхимика, философа и врача Арнольда из Виллановы «Regimen sanitatis Salernitanum» («Салернский кодекс здоровья»). Древний Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), с начала II века до н. э. был известен как место отдыха и, возможно, как курортное место. Древнеримская медицина, видимо, уже тогда ценила природные данные этого приморского уголка. Уже в IX столетии в Салерно возникла своя медицинская школа. Лучшее из того, что было создано еще античной медициной, бережно хранилось и развивалось в Салерно. XII-XIII века были временем его наивысшего расцвета. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX столетия. К этому времени её поэтическое наследие «Flos medicinae» разрослось до 3500 стихотворных строк, но небольшой «Regimen sanitatis Salernitanum» Арнольда из Виллановы остался лучшим памятником её тысячелетнего существования. По содержанию произведение Арнольда делится на 102 главы. В первой даны предписания Салернской школы английскому королю. Далее, вплоть до главы 80, даются всевозможные наставления диетико-гигиенического порядка, относящиеся к режиму дня и питания. В главе 81 говорится о количестве костей, зубов и кровеносных сосудов человека, а в следующей - о четырёх жидкостях (влагах) человеческого организма и из воплощении в четырёх материальных стихиях (вода, земля, воздух, огонь). Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Арнольд из Виллановы

(Арнольд из Нового Града) (Arnaldus Villanouanus) (Arnauld de Villeneuve) (Arnaldus de Villa Nova) (Арнольд из Виллановы) (Арна́льдус из Виллано́вы), (Арна́льдус де Вильяно́ва), (Арнау де Виланова) (лат. Arnaldus Villanovanus), (исп. Arnaldus de Villanueva) (кат. Arnau de Vilanova) (1235-1311) 

  Арнольд из Виллановы — испанский врач и алхимик, который стоял у колыбели медицинской алхимии, автор «Салернского кодекса здоровья». Дал описание ядов, противоядий, лечебных свойств различных растений и способов их употребления.Арнольд из Виллановы был выдающимся врачом и знаменитым алхимиком, которого обвиняли в связях с нечистой силой. Арнольд происходил из простой семьи и получил образование в одном из доминиканских монастырей, где кроме теологии изучал древнееврейский и арабский языки. Позднее в Париже и Монпелье он изучал естественные науки, медицину и алхимию. Медицинскую практику проходил у итальянских и арабских врачей. Вопреки господствовавшим в то время взглядам, Арнольд придавал большое значение вопросу соблюдения личной гигиены. Он много путешествовал по Франции, Испании и Италии, был придворным лекарем князей и римских пап. Несколько лет он преподавал медицину в университете в Монпелье. Арнольд и за это попал под суд инквизиции. Дело могло бы окончиться для Виллановы весьма печально, если бы не папа римский, которого он незадолго перед тем вылечил от болезни. Вмешательство папы римского помогло Вилланове выйти сухим из воды: ему пришлось публично отказаться от своих взглядов и осудить некоторые труды. Друзья восхищались им, но были и враги, которые уже после смерти Виллановы отдали его сочинения под суд инквизиции. Арнольд из Виллановы оставил после себя много трудов по медицине и алхимии. Он писал их на латинском языке. Самое крупное и важное его произведение «Требник с головы до ног» занимает ведущее место среди книг европейского Средневековья, вышедших из-под пера европейских ученых. В своих книгах Вилланова неоднократно приводит высказывания Галена и Ибн-Сины и часто критикует взгляды этих ученых, иногда противопоставляя им свои наблюдения. Он даже обвинил Ибн Сину в том, что он «оглупляет значительную часть европейских врачей». Вилланова решительно выступал против излишних обобщений в медицине, требуя исследования частностей, что по его мнению совершенно необходимо в лечебной практике. Он высмеивает врачей, которые «являются мастерами в теории, а на деле не умеют прописать не только простой клизмы или другой процедуры, но даже не могут излечить от однодневной горячки». Вилланова возражал против применения сложных лекарств, утверждая, что «чем больше в рецепте снадобий, тем хуже действие сложного лекарства». Взгляды Арнольда из Виллановы до известной степени предсказывали близкий упадок средневековых суеверий. Но он не мог отказаться от веры в магию, в мощь дьявола и демонов. В лечебной практике, наряду с лекарствами, он использовал амулеты, а золото считал универсальным лекарством. Вилланова много писал о ртути, поэтому современники считали, что он знает способ превращения ртути в золото. Наряду с этим Вилланова был одним из первых врачей, применивших в медицине современные ему достижения алхимии и химии, в частности соли ртути и сернистые соединения. Нельзя не упомянуть о рекомендованной Арнольдом прививке лекарственных растений к веткам винограда, что, якобы, давало возможность получать целебные сорта вин.    

  

«Есть только одна первичная материя металлов; она принимает различные формы, смотря по степени их варки или жжения и мощности влияния агента Природы» (Arnauld de Villeneve «Le chemin du chemin») (Арнольд из Виллановы «Дорога дорог») (0002/0023).

  

«Скажу тебе, сын мой, что такое философский камень. Солнце, луна, агат суть камни. Но наши камни мертвы под землёй. Сами по себе они не действуют. Настоящее золото или серебро можно получить только при участии человека. Наш философский камень естественный: он действует как природа… Материя из которой он состоит встречается в природе. Всё то, что находится вокруг лунного диска, содержит четыре элемента. Наш камень состоит из тех же самых элементов, из которых одни сухие и холодные, другие влажные и горячие. Вспомним, что имеется семь планет. Ртуть холодна и влажна благодаря Луне, она горяча и суха благодаря Солнцу. Поэтому она обладает природой воды, земли, воздуха и огня. Будь внимателен, сын мой, прислушивайся к словам философов, и ты полностью овладеешь тайной искусства» (0001/0222), (0006/0111).

 

«Скажу тебе с самого начала, что отец, сын и святой дух - это троица в одном лице (так названы три алхимических начала: Ртуть, Сера, Соль). Так как мир погиб от женщины, он должен быть также ею возрождён. Вот почему бери мать и положи её вместе с восемью сыновьями в кровать, стереги её. Сделай так, чтобы она подвергалась суровому наказанию до тех пор, пока не будет отмыта от всех своих грехов. Тогда она родит сына, который будет проповедовать так: знаки появились около Солнца и Луны. Схвати этого сына и мучь его, дабы гордость не погубила его. Положи его обратно в кровать и, когда он очнётся, хватай его снова, чтобы погрузить совершенно голым в холодную воду. Потом положи его снова в кровать и, когда он очнётся вновь, хватай его, чтобы передать евреям на распятие. Когда Солнце будет таким образом распято, Луна исчезнет: разорвётся завеса храма, произойдёт сильное землетрясение. Тогда наступит время употребить великий огонь, и появится дух, относительно которого многие ошибались» (0006/0141).

 

В «Письме к королю Неаполитанскому» Арнольд из Виллановы сообщает:

«Узнай король, что говорят мудрецы. Есть Камень, составленный из четырёх природ - огня, воздуха, воды и земли. Вид его самый обыкновенный. Ртуть есть его мокрый элемент, а другой магнезия, какую вряд ли встретишь в Природе. И заметь, король, что Белая земля зовётся Белым каменм; Красная земля - Красным Камнем. Белая земля обращается в Красную без всякого прибавления. Внемли тому, что говорят философы, о король! Они говорят: растопи тело, кали его, пока не обратится в воду и потом пока не отвердеет» (Hoefer, I, 1866, c.412).

Подход здесь, так сказать, ровно пятидесятипроцентный: Ртуть - это Воздух и Вода как персонификации холодного и жидкого, но зато встречающаяся в Природе как вещество. Другое начало - Магнезия или Сера, то есть Огонь и Земля как персонификации горячего и сухого, но зато не существующие как тела. Принцип и тело вместе или только принцип? Из сумма есть соединение, вещественное и метафизическое сразу. Это Философский Камень, имеющий раз навсегда установленный магико-числовой алгоритм: магистерий произошёл из одного и становится одним; или же составляется из четырёх, а три заключены в одном. Первая часть формулы означает восхождение от Первоматерии к Квинтэссенции. Вторая часть намекает на четыре Аристотелевы первоэлемента и три алхимических начала (Соль - посредническое), представляющие четыре первоэлемента в вещественном виде. Но и четыре первоэлемента и три алхимических первопринципа-первовещества сводимы к Первоматерии, потенциально порождающей четверицу и тождественные ей двоицу и троицу. Метафизическая чистота Серы и Ртути как принципов оборачивается на практике физической чистотой Серы и Ртути как веществ. причём переход принципа в вещь мыслится через Серебро и Золото, принимаемые как физически и метафизически совершенные тела (0006/0218).

Фронтспис и титульная гравюра из книги Арнольда из Виллановы «Regimen sanitatis Salernitanum»
(«Салернский кодекс здоровья»)
 (1507)
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz