ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Разес (Ар-Рази)

(Rhazes) (865-925 или 934)

Абу Бакр Мухаммед бен Закария – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. Родился в городе Рее (близ современного Тегерана). Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Последние годы жизни Разес, подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феодальных правителей. Умер в Рее. Разес был знаком с античной наукой, считал себя последователем Платона. Произведения Разеса были переведены на латинский язык уже в X–XIII вв. Особенно известны переводы медицинских сочинений: «Liber continens», «Liber (иногда Nonus) Almansoris» и «Liber regius» (см. библиографию всех известных произведений Разеса и их переводов в книге Bibliographie de Rhazes... preparée par M. Nadjambadi, Téhran, 1960. Творчество Разеса, помимо его самостоятельной ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс. Разес оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии, алхимии и медицине. В XI веке Бируни составил библиографию трудов Разеса (см. лит.), содержащую 184 названия (некоторые авторы называют цифры 167 и 238). До нас дошло 61 произведение и многочисленные фрагменты, включенные в труды других авторов. Для стиля научного исследования Разеса характерны свобода от догматизма и преклонения перед авторитетами, борьба с предрассудками и мистическим истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практической пользе. Основу онтологических взглядов Разеса составляет вера в пять вечных начал: «творец», «душа», «материя», «время» и «пространство». Сотворение мира имеет у Разеса форму гностического мифа. «Душа» (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с «материей», «пропитать мир», дабы испытывать в нем наслаждение. Однако «материя» уклоняется от воссоединения. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы «душа» наслаждалась в нем и сотворила человека. Так «душа» становится пленницей «материи». Демиург посылает к «душе» разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Узнав об этом, «душа» начинает тосковать и стремится освободиться от пут «материи». Единственный путь к такому освобождению, по мнению Разеса, – изучение философии. Когда все «души» освободятся, мир растворится и «материя», лишившись форм, вернется к первоначальному состоянию. В области натурфилософских воззрений Разес выступает как противник аристотеликов и мутакаллимов и опирается на Платона. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единственный прецедент в средние века) атомизму Демокрита. Разес верил в абсолютное пространство и абсолютное время и, очевидно, признавал множественность миров. Несмотря на пессимистические выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Разес восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную общественную жизнь Сократа как достойный образец для подражания. Радость, наслаждения Разес считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию, из которого ранее нас вывела боль. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, «должен походить на творца», быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам. Веря в прогресс науки, Разес полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут другие ученые, которые своими творениями превзойдут все достигнутое им подобно тому, как сам он превзошел достижения других. Разес считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине, и в меру этих усилий приблизился к ней. Разес критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. Разес создал несколько трактатов на эту тему, в т.ч. резкий антиклерикальный трактат «Машарик аль-анбийа», популярный впоследствии у карматов. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу средневекового антиклерикального трактата «De tribus impostoribus» («О пророках»). Разес утверждал, что все люди равны от природы и, следовательно, пророки не имеют права претендовать на духовное превосходство. «Чудеса», сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т.к. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Все «священные писания» – совершенно бесполезные книги; гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Полемика Разеса с религией – самая острая за всю историю средних веков. Она, очевидно, имеет источник в некоторых манихейских ересях. Антиклерикальные высказывания Разеса вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (XI в.) и Абу Хатима ар-Рази (X в.). Против эгалитаризма Разеса выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, который возражал и против вытекающей из онтологии Разеса. мысли о том, что в мире больше зла, нежели добра, и что человеческая жизнь является злом и наказанием.

Библиогафия:

Epître de Bērūni contenant le répertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakarīyā ar-Rāzī, publ. par P. Kraus, P., 1936;

Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939;

У. И. Каримов, Неизвестные сочинения ар-Рази, «Книга тайны тайн». [Исследования, перевод и комментарии], Ташкент, 1957;

Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964.

Литература:

Ибн аби Усейбаа, Табакат ал-апиба, Каир, 1882;

Ташкёпри-заде, Мавзуат ал-улум, Стамбул, 1895-96;

Pines S., Beiträge zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93;

Kraus P., Pines S., Al-Rāzī, Abū Bakr Muhammad b. Zakar īyā, в кн.: Encyclopédie de l'Islam, Livraison 54, Leyde-P., 1936;

Pines S., Razi critique de Galien, в кн.: Actes du Septième Congrès International d'histoire de Sciences, Jérusalem, 1953, p. 480-87;

Nasir-e Kho-sraw, Le livre réunissant les deux sagesses..., éd. par H. Corbin et M. Mo'In, P., 1953 (Etude préliminaire, p. 128-44);

Ρines S., What was original in Arabic science?: в книге: Scientifique change, New York., 1963, p. 193-97.

«Философская Энциклопедия»: в 5-х т.

Москва, Издательство "БСЭ", 1960–1970

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz