ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

ПРИТЧА О ПРОИСХОЖДЕНИИ АЛХИМИИ

(Переданная Зосимой в сочинении "Имут", в честь египетского Бога Имхотепа, и процитированная Георгием Синкеллом)

 

"Святое Писание говорит, что существует известный род демонов, имеющих сношения с женщинами. Гермес говорит о них в своих книгах о Природе. Древнее и Священное Писание рассказывает, что некоторые ангелы, увлечённые любовью к женщинам, сошли на землю и научили их тайнам Природы. По этой причине ангелы были прогнаны с неба и осуждены на вечное изгнание. От этой связи родилось племя великанов. Книга, по которой они учились Искусству, называлась Хема. Отсюда - имя Хема - Алхимия, прилагаемое к Царскому Искусству по преимуществу" (0006/0300).

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Зосима Панополитан

(Zosimus Panopolitan) (Zosima Panopolitan) (Зосима из Панополиса) (IV век н.э.)

Зосима Панополитан - греко-египетский Адепт Алхимии, один из основателей Алхимии, работавший в александрийской академии. Родился в Панополисе (ныне Акхмим, Египет). Многочисленные мистико-аллегорические сочинения Зосимы пользовались широкой известностью у александрийских, а позднее и у средневековых алхимиков. До нашего времени дошли 28 неполных и искажённых книг Зосимы, в которых описаны некоторые практические приёмы: "фиксация", или затвердение ртути, изготовление ртутных амальгам и т.д.; изложены приёмы имитаций золота и серебра. Зосимой высказана идея о Философском Камне, веществе, способном превращать неблагородные металлы в металлы совершенные - золото и серебро. Зосима описал ряд алхимических приборов, процесс образования ацетата свинца (указав на его сладкий вкус).

Зосима Панополитан, по-видимому, одним из первых упоминает название "химия" в понимании "священного тайного искусства" (некоторые авторы считают, что это название в рукописи сочинения Зосимы является позднейшей вставкой). Зосима излагает легенду, будто бы это искусство было передано людям падшими ангелами, которые после изгнания Адама и Евы из рая сходились с дочерями человеческими и, в награду за их любовь, сообщали им приёмы "тайного искусства". Согласно Зосиме, первая книга, в которой были собраны сведения о "тайном искусстве", была написана пророком Хемом (Хамом), от имени которого и произошло название искусства (0022/0154-0156). В средневековье - по-видимому, даже в античной Греции, если верить Зосиме и Останесу, - в химии существовали как бы две ступени, два подхода - спагирический и архимический... (0008/0126).

Зосима Панополитан является автором трактата "О добродетели и составе воды" (0003/0040).

Совокупности четырёх элементов Зосима даёт название "Тетрасомата, т.е. четыре тела, делает доклад об аллегорических историях, применяющимся алхимиками во все времена (Хёффер "Histoire de la Chimie") (0002/0022, 0041).

В трудах Зосимы мы находим указания на параллелизм между тайной Алхимии и Богочеловеком. Зосима описывает lapis как сверкающий белый мраморный храм (0014/0005, 0013).

Представление об Алхимии как о пути спасения, предполагающем совершенное знание о Боге, связано с именем Зосимы Панополитанского (0007/0012). 

В форму вещего сна облекает Зосима процедуру получения Живительной Воды:

"Я видел жреца, стоящего перед престолом, имевшим форму чаши и с многочисленными ступенями. Жрец изрёк: "Я жрец святилища и нахожусь под гнётом мощи, которая меня отягощает. На рассвете пришёл слуга, который схватил меня, убил мечом, разделил меня на куски. Содрав кожу с моей головы, он смешал кости с мясом и прокалил меня на огне, чтобы внушить мне ту истину, что дух распадается вместе с телом. Вот мощь, которая меня отягощает". Пока жрец так говорил, глаза его налились кровью. Окончив, он разорвал на куски собственное тело. Я видел, как он убивал самого себя, грызя  себя зубами, и упал на землю. Охваченный ужасом, я проснулся и принялся размышлять над виденным, спрашивая, это ли истинный состав воды. Так оно и оказалось" (Lindsay, 1970, c344) (0006/0075).

Зосима Панополитанский толкует акт трансмутации как "пресуществление" вещества - алхимический парафраз евхаристии (Hoefer, 1866, 2, c.265-266) (0006/0310).

Зосима описывал химические операции в мистической и аллегорической форме. Вот цитата из его сочинения:

«Приготовь, друг мой, храм из одних свинцовых белил или алебастра, в здании которого нет ни начала, ни конца, но внутри которого весна с чистой водой и сверкание которого подобно солнцу. Найди вход в храм, возьми меч в руки и наблюдай за входом. Потому что в узком месте, откуда ведет путь в храм, лежит дракон, охраняя его. Принеси его в жертву первым» (Ф. Сабадвари, А. Робинсон. История аналитической химии. М: Мир, 1984. С. 21).

ТАЙНА

(Отрывок греческой рукописи, приписываемой Зосиме Панополитану IV века)

 

"Вот тайна: змея, пожирающая свой хвост, состав, поглощённый и расплавленный, растворённый и превращённый брожением. Он становится тёмно-зелёным и переходит в золотистый цвет. От него происходит красный цвет киновари. Это Киноварь Философов.

Его чрево и спина желты, его голова темна и зелена. Его четыре ноги - четыре стихии. Его три уха - поднявшиеся пары.

Одно снабжает другое своею кровью, одно зачинает другое. Сущность радуется, сущность очаровывает сущность, и это не потому, чтоб обе были противоположны, но потому, что это одна и та же сущность и происходит из себя самой с трудом, с большим усилием.

О, мой друг! Приложи свой ум к этому и ты не впадешь в ошибку. Но работай серьезно и с прилежанием, пока не увидишь конца.

Змей (вещество) простёрся у порога, он сторожит этот храм и овладел им. Убей его, обдери кожу и, содрав её вплоть до самых костей, устрой из неё ступени для входа в храм. Войди в него и ты найдёшь желанное. Потому, что его жрец, вначале медный человек, изменил свой цвет и природу и стал серебряным. Через несколько дней, если ты хочешь, найдёшь его превратившимся в Золото" (0003/0018).

"...пустившись  странствовать, встретил я между двумя горами важного господина, на котором был серый плащ, а на голове - чёрная шляпа. На шее его был завязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом. Обут он был в жёлтые сапоги" (Пуассон, 1914-1915, № 4-5, с.5 ) (0006/0092).

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz