ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

Gebri Arabis
«De alchimia libri tres»
     «Geberi Philosophi ac alchimistae maximi, De Alchimia libri tres. Eiusdem liber inuestigationis perfecti magisterij, artis Alchimicae. Iis additus liber trium verborum. Epistola item Alexandri imperatoris, qui primus regnauit in Graecia, Perfarum quoq extitit imperator: Super eadem re.»: Excussum est hoc praedarum Alchimicum Geberi opusculum Argentoragi, arte & inpensa solertis viri Iohannis Grieninger. Anno a virgineo partu M. D. XXXI (1531).
Gebri Arabis
«Alchimiae»
     «Alchemiae Gebri Arabis philosophi solertissimi, Libri, cum Reliquis, ut versa pagella indicabit»: Bern: Ioan Petreus Nurembergen. denuo Bernae excudi faciebat. Anno M. D. XLV (1545).
     В настоящем сборнике также представлены сочинения: Bacon, Roger (Speculum alchemiae); Hermes, Trismegistus (Tabula Smaragdina); Hortulanus (Commentarius in Tabulam Smaragdinam Hermetis Trismegisti); Khalid ibn Yazid al-Umawi (Liber secretorum alchemiae); Polydorus (Chrysogonus); Richardus, Anglicus (Correctorium alchemiae).
Gebri Arabis
«De Alchemia»
     «Gebri Arabis philosophi ac alchimistae acutissimi, De Alchemia Traditio summa perfectionis in duos libros divisa. Item: Liber investigationis magisterij eiusdem. Ab innumeris, quibus ante scatebat, mendis repurgata: pristinoq; ordini restituta. Scientia Immutabiles»: Strasburg, Impensis Lazari Zetzneri, 1598.
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Гебер Арабский

(Gebri Arabis) (721-815)

(Abu Musa Jābir ibn Hayyān) (Arabic: جابر بن حيان‎), (Persian: جابر بن حيان)

 

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер, ок. 721 г. – ок. 815 г.) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайяна аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайян является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов. Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах. Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил. Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии; однако следует отметить, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, совершенно не упоминают его в своих сочинениях. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного псевдо - Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях псевдо - Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что псевдо - Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

С.И.Левченков. Курс лекций по истории химии.

 Большая советская энциклопедия.

Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

 

Гебер, оставаясь вообще на почве учения четырёх элементов, но знакомый с действием высокой температуры на химические соединения, и, как алхимик, занимавшийся исследованием металлов, счёл нужным изменить представления об их составе. Оставаясь при той же гипотезе, что свойства веществ обусловливаются нахождением в них носителей этих свойств, Гебер полагал, что металлы состоят из двух основных веществ, из ртути и серы. Ртуть, которую Гебер принимает в металлах, есть не та ртуть, которую мы знаем, но отвлечённый носитель всех внешних свойств металлов, общая им всем составная часть. Тоже должно сказать и о другой составной части металлов Сере, ничего общего не имевшей с серою всем известной, но принимаемою за носителя многих химических свойств металлов: способности их гореть, улетучиваться - свойств, найденных при изучении действия высокой температуры на металлы...

Очерк развития химических воззрений. Н.Меншуткина,
профессора Императорского С.-Петербургского университета.
Санкт-Петербург, Тип. Демакова, 1888 (стр.3).
 
Geberis
«Summa Perfectionis»
     «Geberis philosophi perspicacissimi, summa perfectionis magisterii in sua natura ex bibliothecae Vaticanae exemplari undecunq[ue]; emendatissimo nuper edita, cum quorundam Capituloru[m], Vasorum, & Fornacum, in uolumine aliàs mendosissimè impresso omissorum: Libriq[ue] inuestigationis magisterij & Testamenti eiusdem Geberis, ac Aurei triu[m] uerborum Libelli et Auicennae summi medici & acutissimi philosophi Mineralium additio[n]e castigatissima»: Venetiis, Apud Petrum Schoeffer, Apud Dominem Ioannem Baptistam Pederzano Brixiensem, Anno 1542.
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz