ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

Хуан де Вальдес Леаль (Juan de Valdes Leal)
(1622 — 1690)

 Испанский художник, сын португальского ювелира, Фернандо де Ниша, и испанки из Андалусии, Хуан де Вальдес Леаль вошел в историю искусства под именем своей матери. Он учился в Кордове, где жила его семья и где он познакомился с Антонио де Кастильо, влиянием которого отмечены его первые работы. Его также привлекало искусство Эрреры Старшего, энергия которого совпадала с его собственным художественным темпераментом («Святой Андрей», 1649, Кордова, церковь Сан-Франсиско). Женившись в Кордове в 1647, он возвратился в Севилью до 1656.

Самым значительным произведением Вальдеса Леаля этого раннего периода является большой цикл «История святой Клары», исполненный в 1653-1654 для монастыря в Кармоне (ныне - Севилья, Провинциальный музей изящных искусств, и частные собрания); с наибольшей силой индивидуальность мастера выразилась в динамизме некоторых сцен («Штурм монастыря маврами», Севилья, Провинциальный музей изящных искусств).

В 1657 Вальдес Леаль получает заказ от монастыря иеронимитов Буэнависта, близ Севильи, на цикл картин из жизни святого Иеронима и большие фигуры монахов-иеронимитов; над этими картинами он работал несколько лет. Сцены из жизни святого (Севилья, Провинциальный музей изящных искусств) отмечены богатством колорита. Несмотря на кажущуюся небрежность рисунка, фигуры монахов (ныне - Мадрид, Прадо, и музеи Севильи, Гренобля, Дрездена, Майнца и др.) поражают своей индивидуальностью («Брат Атанасо из Оканья», Гренобль, Музей изящных искусств; «Брат Хуан де Ле-десма», Севилья, Провинциальный музей изящных искусств). В 1658 художник начинает большой алтарь для монастыря кармелитов в Кордове, очень барочный по духу (сцены из жизни святого Илии, бюсты святых и отрезанные головы мучеников).

       В 1660 он оказывается одним из основателей Академии в Севилье, а в 1664 становится её президентом. В этом же году он отправляется в Мадрид, где знакомится с колосивскими коллекциями и сближается с художниками мадридской школы. Ему приписывается ряд произведений мадридских живописцев (в особенности, Ф. Риси и Камило), что свидетельствует об их стилистическом родстве.

       В 1671, по случаю празднования канонизации святого Фернандо, Вальдес Леаль создает пышную декорацию в севильском соборе. В следующем году вместе с Мурильо он работает в госпитале Ла Каридад в Севилье, основанном доном Мигелем де Маньяра (портрет которого художник написал); здесь он пишет свои шедевры, в частности знаменитые «Иероглифы смерти», свидетельство макабрического реализма в самом мрачном его проявлении.

       В 1674-1676 он исполняет цикл «Жизнь святого Игнатия» (Севилья, Провинциальный музей изящных искусств), работа поспешная, очень неровная, часто небрежная, но в ней проявляется яркая оригинальность художника. Современник Мурильо, Вальдес Леаль был по духу прямо противоположен ему. Равнодушное к физической красоте, к соблазну созерцания тела, его искусство пронизано драматизмом и экспрессией; передача движения и патетического напряжения в их динамизме интересуют его гораздо больше, чем равновесие и гармония («Шествие на Голгофу», там же; «Освобождение святого Петра», Севилья, собор). Образы Марии обладают замечательным пластическим богатством, но никогда не достигают красоты или элегантности Мурильо или Антолинеса («Мадонна ювелиров», Кордова, Провинциальный музей изящных искусств; «Успение Марии», Вашингтон, Национальная галерея; «Непорочное зачатие», 1661, Лондон, Национальная галерея). Вместе с тем художник обладал исключительным даром изображения конкретной реальности вещей: он исполнил замечательные натюрморты на тему «ванитас» («Ванитас», 1660, Хартфорд, Уодсворт Атенеум).

В двух больших картинах из госпиталя Ла Каридад («Finis Gloriae Mundi» и «In ictuoculi») макабрический характер темы достигает своего пароксизма. Исключительно самобытный и страстный, Вальдес Леаль не имел учеников, за исключением своего сына Лукаса, который закончил некоторые его работы. Родился художник 4 мая 1622 года в Севилье, умер там же 15 октября 1690 года.

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Хуан де Вальдес Леаль "Конец Славы Мирской" (1672)
Госпиталь Милости Божьей в Севилье

 

 

Juan de Valdes Leal 

"Finis Gloriae Mundi"

(1672)

Тот, кто не видел этого изображения при входе в церковь Santa Caridad (Святой Милости) в Севилье, не поймёт волнующего магнетизма, пронизывающего неодолимой печалью душу, уже охваченную присутствием нездешнего, связанного со знаменитой в этих местах тенью, чьё присутствие строго засвидетельствовано в посмертной маске и шпаге дона Хуана (don Juan). Многое может понять герметик через жизнь и труды hermano mayor (старшего брата). Мигель де Манара, которого Вальдес Леаль изобразил в его caja (гробу) со снятой крышкой, мертвец (?), обёрнутый в белый плащ конных (caballeros, chevaliers) ордена  Калатравы (Calatrava): Ni mas ni menos; ни больше, не меньше. - А рука, пронзённая гвоздём Страстей, именуемая рукой славы - la man de gorre наших окситанских диалектов - указывающая на местонахождение сокровищ, это не рука Христа, но рука женская, на что указывает изящная округлость и тончайшее очертание... (0010/0024).

Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz